Главный школьный миф: переутомление учеников – от избыточного количества уроков. На самом деле всё совсем не так. Эта версия медиков о «передозировке» уроками совершенно не отвечает реальности.
У школьников, наоборот, необыкновенно развит познавательный интерес. Поэтому сколько бы уроков ни было – они не есть основа переутомления. Есть школы, где они учатся полный день, и ничего страшного. И к концу дня даже не устают.
И вообще, если 12 лет школьникам внушать, что 6–8 уроков – это переутомление, то как они будут относиться к тяжёлой работе во взрослой жизни? Ведь работа, даже тяжёлая, это не признак болезни.
Так вот, чтобы проверить подозрительный «переутомительный» постулат, я однажды решил провести один день в рядовой школе инкогнито, чтобы понаблюдать её жизнь изнутри. В конце дня в моей записной книжке были отмечены три основные причины возникновения переутомления детей.
Первая причина – постоянный шум, галдёж, гвалт и крики, доходящие до 100–120 децибел на переменах и периодически во время уроков. Перемены длительностью 10 минут – это не разгрузка, а получение детьми огромной порции шумового хлама, который приходится стоически переваривать.
Происходит перегрузка барабанных перепонок. Специалистам известен термин «шумовая усталость». Любой человек к вечеру будет убийственно уставшим, например, на аэродроме, даже если он целый день там загорает на солнышке в шезлонге и пьет лимонад, но рядом с ревущими самолётами.
Свыше 15% родителей готовы забрать ребенка из школы – на хоумскулинг, в экстернат, за границу
Вторая причина – многочисленные мини-стрессы, которые приводят организм ученика в состояние напряжения, беспощадно изводя его нервную систему. Десять-пятнадцать дребезжащих звонков с урока на урок. Плюс четыре-пять вызовов к доске. Плюс пять-шесть циничных подколок, оскорблений, упрёков, подножек сверстников, ожиданий, что вот-вот вызовут к доске.
А ещё очереди в туалет, пропажи ручек, денег, мобильных телефонов и прочее – всего 20-25 мелких стрессов в день. Тут у любого пошатнутся нервы. К концу дня ученик окончательно вымотан.
Третья причина – большинство уроков неинтересны. И как только учителя умеют превращать живое общение в невыносимую скучищу? Да ещё когда надо запоминать, заучивая ненужное, неинтересное, неполезное. От этой монотонной работы можно действительно переутомиться. Попробуйте сами посидеть на скучном производственном совещании, где с трибуны часами произносятся монотонные доклады, – да вы вымотаетесь за два часа.
Вот если бы учебники были интересными, если бы процесс обучения был насыщенным и нескучным, если бы учителя всё время не назидали, если бы вместо бесконечных стрессов было бы разнообразие навыков и умений!
А у нас решили разгрузить скучные учебники, которые от этого не стали менее скучными. То есть, вынули из банки с кислыми огурцами половину огурцов, в надежде, что оставшиеся огурцы станут очень вкусными.
И вот уже появились тысячи родителей, которые не хотят таких упрощений программы, от которых нет ни знаний, ни перспектив для ума. Никто уже не в силах терпеть унылые, скучные и бесполезные уроки. Свыше 15% родителей готовы забрать ребенка из школы хоть куда – на хоумскулинг, в экстернат, за границу.
Так что вопрос к медикам: причём здесь количество уроков и домашних заданий? Если диагноз поставлен неверно, то и лечение будет напрасным.
Текст опубликован с разрешения автора