В последнее время можно услышать много разговоров об учащихся и преподавателях 21 века, и о проектах ‘connected classrooms’. Ежедневно Ваш электронный почтовый ящик распирает от сообщений о новых технологиях, а процесс проведения занятий, как не прискорбно, все никак не идет в ногу со временем; даже если Вы применяете перевернутое обучение, проводя занятия в формате один на один с помощью iPad, да еще и онлайн в стиле MOOC. Как же быть современному преподавателю, когда вокруг все употребляют эти непонятные словечки и круглосуточно твердят о технологизации?
Все просто. Нужно лишь сделать паузу, глубоко вздохнуть и выбрать лишь несколько определенных тенденции, которые Вы хотите использовать в образовательном процессе. Независимо от того, хотите ли Вы опробовать внедрить BYOD classroom (Bring Your Own Device - "принеси своё устройство"), перевёрнутое или смешанное обучение, это можно делать постепенно, не так ли?
Пытаться осовременить образовательный процесс за один вечер не стоит. Напротив, это залог неудачи.
Некоторые преподаватели пытаются применить при обучении iPad, раздав 30 штук оных на занятии, а потом в процессе пытаются разобраться, какие приложения стоит использовать, какие нет. На самом деле, на то, чтобы использовать в процессе обучения iPad, уходят месяцы подготовки, нужно достичь определенного уровня профессионального развития, и требуется личная заинтересованность учащихся. Если они видят в этом лишь возможность поиграть на занятии в Angry Birds, то Вам над этим еще работать и работать. Поэтому осваивать современные методы стоит постепенно – один за раз.
А для этого Вам потребуется рад навыков, которые должен иметь каждый современный преподаватель - недаром статья так и называется. Так что если Вы хотите поднять процесс образования на новый уровень или улучшить цифровые навыки, читайте дальше. На самом деле, нижеперечисленные навыки будут полезны любому преподавателю, не зависимо от возраста. Можно этот список из 10 навыков использовать как своего рода типовой контрольный перечень.
1. Налаживайте контакты
Называют это PNL, что расшифровывается либо как “personal learning network”, либо “professional learning network”, но суть не в этом. Главное – уметь и знать, как правильно налаживать контакты с преподавателями, администраторами и учащимися по всему миру. Подобная “сеть контактов” впоследствии поможет Вам найти ответ практически на любой вопрос. Прежде чем отправляться в путешествие по технологизации образовательного процесса, расскажите о своей задумке коллегам в районе, а также не забудьте сотрудничать с коллегами во всем мире. Так что напишите об этом в Twitter, начните использовать Google+ и освойте Learnist.
2. Устанавливайте хорошие отношения
Будь то хорошие реальные жизненные отношения или отношения онлайн, они играют важную роль в работе современного преподавателя. Что подразумевается под «хорошими отношениями»? Все просто: старайтесь знать о человеке больше, чем лишь его имя или ник. Проведите с ним больше времени, онлайн или при личной встрече, с целью узнать человека получше. Выпейте вместе кофе, поговорите по Skype, присылайте email с интересующими Вас вопросами. Если Вы считаете, что Вам есть чему научиться у этого человека, потратьте время на то, чтобы завоевать доверие и подружиться. Поверьте, оно того стоит.
3. Осознайте роль технологий в обучении
Как уже было упомянуто выше новых технических приемов по усовершенствованию обучения просто тьма и все новые появляются каждый день. Это не преувеличение, например: сервис Edudemic в неделю получает 750 писем от людей, которые просят осветить ту или иную тему, или наоборот предлагают информацию о новинках в области технологий. Итого более 100 сообщений в день! Преподавателям тоже ежедневно приходят подобные email сообщения от компаний, коллег и администраторов. Так что попробуйте понять, какую роль технологии играют в обучении на самом деле. А именно, научитесь отделять нужную информацию от ненужной, чтобы понять насколько полезна та или иная методика или технология в Вашей работе.
Если у Вас уходит больше 15 секунд, на то, чтобы осознать полезность технологии, скорее всего она Вам не нужна – все просто.
4. Научитесь находить полезные сервисы и ресурсы
Есть множество сервисов и ресурсов, которые помогают внедрять технологии в образование. Так что было бы неплохо освоить программы для чтения RSS и другие программы для работы с новостными ресурсами. Например, может пригодиться аккаунт в Feedly (аналога Google Reader, который закрывается), который можно проверять время от времени. Также стоит попробовать Zite, Rockmelt и даже Digg. Пусть и не всегда предоставляемая ими информация имеет отношение к образованию, но эти программы для чтения необходимы любому современному и активному преподавателю.
5. Создайте себе репутацию онлайн
Кто-то называет это цифровой грамотностью, кто-то говорит о репутации онлайн, главное – современный преподаватель должен уметь хорошо выглядеть онлайн. Речь не идет о том, какие фотографии размещать на Facebook. А, например, о том, что надо следить за тем, чтобы профиль в LinkedIn соответствовал действительности. Или использовать действительно нужные социальные сети (Snapchat или Vine вряд ли помогут вам наладить контакты с коллегами), не оставляя за собой различных информационных следов. Например, если вы новичок в области использования сети Интернет, совет прост – удаляйте все аккаунты, которыми больше не пользуйтесь. Например, на Facebook есть вкладка ‘Приложения’, которая позволяет понять в какие сети Вы входили с помощью аккаунта Facebook. Их стоит регулярно подчищать.
6. Научитесь правильно вести блог
На самом деле, абсолютно правильного способа вести блог не существует. Можно размещать фотографии занятий на Tumblr или можно делиться учебными планами на WordPress. В конце концов, можно просто наиболее запомнившиеся высказывания за день размещать на Blogger.
А вот неправильно вести блог вполне реально и современным преподавателям стоит знать, что делать нельзя. В основном нельзя делиться слишком большим количеством информации онлайн. И имеется в виду не частота, с которой Вы говорите о будущем занятии или о том, как вы применяете перевернутое обучение. Речь идет о размещении информации о людях, которые об этом не поставлены в известность. Другими словами, размещать информацию стоит только с разрешения человека, поставленного в известность об этом. Просто так делиться информацией о студентах или о ком-то еще нельзя. Обычно современные преподаватели в курсе, но все равно стоит сказать – осторожнее с информацией, которую Вы размещаете, потому что удалить ее потом практически невозможно. Как только нажали ‘опубликовать’, считайте, что выгравировали на камне.
7. Не спешите
Не давайте учащимся только краткое содержание. Не торопитесь закончить занятие только потому, что “солнце клонится к закату”. Притормозите, сделайте глубокий вдох. Если одно занятие подходит к концу, но оставшегося времени не хватает, чтобы начать и хорошо объяснить следующую тему, не спешите. Лучше потратьте время на то, чтобы доработать текущую тему и лучше ее раскрыть. Задайте вопросы, прикиньте, поможет ли какая-то технология при проведении занятия, расслабьтесь и не торопитесь. Навык заключается в том, чтобы не «протянуть» занятие, а сделать его живым, чтобы студенты достаточно поработали и остались под впечатлением. Суть не в том, чтобы знать, что Вы хотите изменить, а в том, чтобы непосредственно внести изменения.
8. Пусть социальные сети будут полезными
Понять какую социальную сеть лучше использовать – трудно. Найти подходящую можно лишь методом проб и ошибок. Но вот что важно: нужно научиться использовать социальные сети так, чтобы Вы получали максимальную пользу. А это значит, что нужно организовывать список тех, на кого Вы подписаны на Twitter, или контролировать с кем Вы дружите на Facebook. Если не следить и редактировать список контактов в социальных сетях, в конечном итоге придётся либо отказаться от аккаунтов, либо меньше их использовать. Проще регулярно редактировать список контактов и следить за тем, чтобы они снабжали Вас действительно нужной информацией.
9. Не бойтесь ошибиться
Как было сказано в 3 пункте списка, нужно найти и применять подходящую технологию. В 99% процентах случаев гаджет или утилита Вам и не пригодятся. Но вот, скажем, Вы решили попробовать что-то новое. И тогда наступит время, когда нужно будет не бояться ошибиться. Не стоит опасаться того, что учащиеся, коллеги или администраторы будут находить минусы в том подходе, который Вы пробуете. Верьте в себя и осознайте, что пробовать - не грех. Не пугайтесь. Смело погружайтесь в это дело, применяя новые технологии, и не жалейте. И самое главное, если Вы не достигнете нужного результата, или не достигните никакого вообще… не бойтесь оставить эту идею позади и двигаться дальше.
Проще говоря: не решился попробовать – все равно, что ошибся. Так что лучше пробовать!
10. Умейте отдохнуть
Наконец, это возможно самый необходимый навык для современного преподавателя. Нужно знать, когда остановиться. Стоить чувствовать, когда работа с Twitter начинает утомлять, и приходит время для того, чтобы заняться чем-то другим. Будь то планирование занятия или просто отдых и просмотр фильма, разнообразие – ключ к успеху. Очень важно стать современным преподавателем, который не умотается за год.