Директор компании BlankNote Евгений Бланк не мог найти подходящую школу для своего сына. В итоге решил создать свой Клуб поддержки домашнего образования. Почему он решил так — в его колонке для «Отцовского клуба»
Я глубоко убежден, что школа должна не только давать знания, но и решать задачу воспитания детей. Всё новое и стоящее появилось из проблем, которые кто-то для себя решил. В свою очередь я столкнулся со следующими проблемами при поиске школы:
Первая проблема – в большинстве школ значительный значительный женский дисбаланс в преподавательском составе. Об этом говорила и министр образования Лилия Гриневич в интервью Отцовскому клубу: «гендерне збалансування педагогічного колективу має прямий вплив на атмосферу в школі і на навчання дітей. І нам реально дуже потрібні чоловіки в системі освіти».
Важный для меня принцип воспитания: вырастить из мальчика мужчину возможно только тогда, когда его воспитывают мужчины. Мальчик естественно усваивает пример мужского поведения если находится в мужском окружении.
Вторая проблема в том, что школьное образование не даёт ребёнку занятости чем-то реально полезным так как вся школьная жизнь оторвана от реальной социальной жизни и образует какой-то свой отдельный мир, в котором ребёнок занимается искусственными делами и выполняет формальные обязанности, которые не приносят никакой реальной и ощутимой пользы, не смотря на его готовность и желание быть полезным и помогать родителям в их делах.
Третья проблема — программа усреднена и стандартизирована под большие группы и самых разных по темпу усвоения детей. Некоторым детям скучно долго слушать простые вещи или бывает не понятен выбранный подход к передаче знаний, но практики останавливаться и отклонятся ради одного ребёнка нет.
Четвертая проблема — детям, особенно мальчикам необходимы порядок и дисциплина. Школа не решает эту проблему, в ней нет достаточно чётких, жёстких правил и границ. Ребенок может нарушать их и никаких последствий и ответственности нет. К примеру – как во многих детских лагерях, где в качестве наказания дети обязаны отжиматься или приседать. Важно также, что методы поддержания дисциплины для мальчиков и для девочек в школе не отличаются т.е. они усреднённые и поэтому – не эффективные.
Для меня проблема была в том как воспитать мальчика и дать ему образование в этих условиях. После анализа нескольких альтернативных школ и учебных заведений — готового решения не было. Есть разные компромиссные варианты, но ни один из них не является решением всех проблем сразу. Поскольку все вопросы очень важны, было трудно пожертвовать даже одним из пунктов. Так появился Бланк-клуб поддержки домашнего образования, который создан для того, чтобы все эти необходимые условия обеспечить.
Мужское образование, все ведущие — мужчины (как основной ведущий клуба, так и все тренеры и мастера).
Дети участвуют в реально полезной деятельности и получают опыт реальной работы (выполняют поставленные задачи в нужном качестве) и даже получают вознаграждение.
Клуб организован для небольшой группы детей (6-7 детей) — все знания можно давать быстрее и занимать свободное время чем-то полезным для развития и образования.
В клубе полностью исключено безделье — дети становятся более собранными и осознанными уже через несколько дней, плотный режим дня включает в себя: помощь в освоении школьной программы, спорт каждый день, творческая и трудовая деятельность, наличие обязанностей по поддержанию порядка, игры, прогулки.
Четкие правила и дисциплина в небольшом мужском коллективе. В случае нарушения границ дети всегда получают адекватную обратную связь, например — выполняют штрафные отжимания и приседания, учатся уважать и соблюдать правила.
Историческая справка:
Современная практика совместного обучения мальчиков и девочек довольно молодая – совместное обучение начало распространятся по Украине и в целом по СССР после революции с указа 1918 года и постепенно набирало «обороты». И только в 1954 году раздельное обучение было окончательно ликвидировано постановлением совета министров СССР.
Для тех, кто имеет возможность оценить крепость браков и мужественность мужчин воспитанных до этого «смешения» — дополнительных аргументов не требуется. Это не значит, что я за изоляцию мальчиков от девочек. Практика раздельного образования никогда не подразумевала изоляцию в общении с противоположным полом. Скорее наоборот – такая практика делала это общение более значимым и важным, а роли в общении более фактурными и выраженными.
Фото на заставке: ученики школы для мальчиков Eaglebrook School в США