Один из моих сыновей ужасно не любит проигрывать. Он безумно рад любой своей победе и ужасно раздражается, когда он не первый. В чем угодно – в футболе, шахматах, в беге, в настольных играх. Если он видит, что начинает проигрывать, то тут же пытается изменить правила или обвинить остальных в жульничестве.
И тут мы приходим к одному важному для всех родителей вопросу: поддаваться и давать ему выигрывать? Или наоборот — всегда обыгрывать, чтобы разбудить в нем дух конкуренции и стремление достичь большего?
Есть три родительских подхода в этой теме:
Всегда поддавайтесь, это поможет ребенку чаще выигрывать и поверить в себя.
Пусть пытается дотянуться до вашего уровня и проигрывает, чтобы столкновение с реальным соперником не стало для него стрессом.
Используйте и тот и другой подход время от времени — в зависимости от типа игры, способности ребенка переносить нагрузку
У каждого из подходов есть свои весомые аргументы. К примеру, отцы, которые часто играют в поддавки исходят из того, что окружающий мир и так полон конкуренции и давления. И ребенку нужны победы чтобы чувствовать себя сильнее. «Чем чаще дети будут побеждать, — говорят такие родители, — тем выше у них будет самооценка и тем проще им будет ответить обидчику в школе, потому как у них уже будет сильное чувство собственного достоинства».
Я не разделяю такой подход потому что уверен: поддавки создают ложное спокойствие. Ребенок может столкнутся с куда более глубоким разочарованием, когда в реальной жизни выяснится, что навыки, которые помогали ему выигрывать у родителей никуда не годятся в игре со сверстниками.
Да и какой смысл стараться стать сильнее или быстрее если ты и так выигрываешь у папы или у мамы? Таким образом мы разрушаем правильную мотивацию.
Второй подход предполагает суровую подготовку к настоящей действительности, в которой «человек человеку – волк». Есть тип людей, который проигрыш только раззадоривает. Но тут тоже важно не перегнуть палку. Если ваш сын не попадет в пустые ворота два или три раза подряд, то его легко можно успокоить. Вроде «Это неприятно, но это не катастрофа». А если он регулярно мажет уже 15-20 раз подряд, то он просто забросит футбол, какие бы вы новые мячи и кроссовки ему бы не дарили.
Именно поэтому я использую третий – смешанный подход. Иногда мои ребята проигрывают, иногда я очень аккуратно даю им выиграть. Но так, чтобы они этого не поняли. Умение с честью проигрывать – важный навык, но переживать победу – не меннее ценно.
Как сделать так, чтобы ребенок пережил и то и другое? Мы используем несколько подходов.
Если игра командная, то в каждой команде должен быть один из взрослых. Или поровну взрослых. Или кто-то из старших детей. К примеру – подросток вместе с малышами против другого подростка вместе с малышами.
Второе – показывать своим примером как вы воспринимаете собственные победы и поражения. Радуйтесь победе, но будьте благородны, когда проигрываете. Пусть ваши дети видят, что проигрыш – это не трагедия, что можно проигрывать с достоинством. И побеждать, проявляя уважение к сопернику и благодаря его за борьбу.
В конце концов все дети копируют не наши слова, а наше поведение.