Наш хоумскулинг периодически терпит крах. За полтора года обучения дома мы с 10-летним сыном Матвеем не раз отчаянно переглядывались, не понимая, как и куда дальше двигаться, и что нам делать, чтобы обучение шло легко, радостно и не было бременем для всей семьи.
Ольга Бартыш - художница, журналистка, блоггер и мама двоих детей
Я не раз честно признавалась сыну, что устала и у меня нет желания и сил быть его учителем. Такие психологические изломы участились с тех пор, как начался 5 класс - предметы стали более сложными, их теперь больше.
Также ситуация ухудшалась из-за младшего 1,5-летнего сына, который постоянно и беззаботно покоряет домашний мир. Чтобы старшему поучиться, надо дождаться пока маленький уснет или уйдет гулять. Но гуляет он со мной, кто же подскажет, поможет разобраться в сложных предметах старшему?
Понятно, что Матвей при таких условиях не имел ни малейшего желания узнавать что-то новое по и так ненавистной ему школьной программе. С этим нужно было что-то делать, дальше так жить никто не хотел.
Вариант - вернуться у обычную государственную школу даже не рассматривался. Сын его отвергает наотрез. Подыскать какую-нибудь хорошую альтернативную школу за адекватную цену на данный момент нам не удается.
Оставалось только наладить процесс домашнего обучения.
Не один вечер я, сын и муж просидели на семейных совещаниях, ища оптимальный выход из ситуации. Хотелось придумать какую-то такую схему, которая была бы приемлема для нас всех, чтобы обойтись без стереотипов, предубеждений и штампов.
РАССМАТРИВАЛИ ДАЖЕ ВАРИАНТ ПРОПУСТИТЬ ГОД ОБУЧЕНИЯ И ПОДТЯНУТЬСЯ ПОЗЖЕ, В 6 КЛАССЕ, А СЕЙЧАС ПРОСТО ДАТЬ РЕБЕНКУ ПОКОЙ.
Но это были бы крайности, к счастью, до этого не дошло.
Так что мы придумали такого, благодаря чему в наш дом вернулся покой и радость, а я больше не дергаюсь от одной только мысли, что мне сейчас снова придется возводить дроби к общему знаменателю?
Поскольку в 5 классе в львовской школе «Лидер», где Матвей числится, как экстерн, контрольные только один раз - в конце года и сразу по всем предметам, то готовиться к ним мы решили буквально за два месяца.
По нашему опыту, а также по опыту других хоумскулеров, мы знаем, что при систематических и целенаправленных занятиях примерно по 3-5 ч в день можно успешно пройти всю годовую программу.
Да, будет непросто, но ведь два месяца, а не девять.
Но до февраля нельзя не учиться!
Конечно, мы все же оставили хоть что-то для обучения. Выбрали то, что было наиболее приемлемым - чтение и польский язык.
Матвей согласился читать ежедневно по 20 страниц художественных книг, которые есть в списке программы по украинской литературе. Благо, что список интересный.
Сыну еще нравится сам процесс покупки книг, когда мы вместе выбираем на сайтах нужные издания, заказываем их по почте и вместе идем за нашей книжной посылкой. Заодно и маленькому заказываем книги. Все это больше похоже на получение какого-то подарка, а не «обязаловку».
А изучение польского языка произошло само собой. Поскольку второй иностранный тоже есть в программе, я непринужденно включила Свинку Пепу польском. Якобы просто мультик посмотреть. А потом предложила короткие уроки с ютуба и кто больше слов запомнит - я или он. Такой подход сформировал в воображении Матфея образ польского языка, как легкий и забавный.
Но как ни крути, а страх, что мы все же упустим то очень важное и наш эксперимент станет непоправимым, оставался и особенно донимал мужа. Как так, чтобы сын ничего не учил, что он потом будет делать?
Поэтому мы начали искать что-то дополнительное, что развивало бы мозг, тренировало память, было игровым, но вместе с тем полезным. И вуаля - как всегда, космос посылает лучшее и самое необходимое. Кто-то из друзей «случайно» советует так называемую ментальную арифметику, как нечто такое, что дети просто обожают и показывают невероятные результаты по счету, запоминанию, реакции.
Тем, кто не знает, что это за чудо такое - ментальная арифметика, все кажется какими-то фокусами, забавой. Потому, что еще можно думать, когда ребенок, едва в столбик считал, а вдруг начинает за считанные секунды добавлять-вычитать-умножать делить трехзначные числа и при этом танцевать, петь или запоминать стихи? Чудеса, правда. А оказывается, эта японская методика давно привычной в мире. В Японии она даже обязательна в дошкольной подготовке. И для полушарий детского мозга такие выкрутасы вполне нормальные тренировки.
Так, во Львове мы нашли клуб Индиго, где эта арифметика излагается еще и на английском! А кроме того ребенок овладевает еще и скоростью чтения и имеет возможность участвовать в различных олимпиадах, что для 10-летних мальчишек - любителей посоревноваться очень важно.
Дома Матвей занимается всего по несколько минут, самостоятельно, с помощью соответствующей программы в планшете и специальной счетов, которую нам выдали в клубе. Вчера вечером он даже уснуть не мог - так хотелось перед сном посчитать примеры. Разве это может не радовать?
Что из этого всего получится, увидим позже. Это действительно эксперимент для нашего сына и для нас - родителей. Возможно, мы ошибаемся, но по крайней мере мы честны друг с другом, интересы всех учтены, наша система обучения придумана с любовью и без принуждения. А все остальное пусть подождет.
Фото: семейный архив, клуб Индиго, depositphotos.com
Автор - Оксана Шевченко