Osvitanova.com.ua

Мария Иващенко, журналист, отвечает на вопросы «Освіта Нова» о буллинге в ее школьные и студенческие годы.

Сталкивалась ли ты с буллингом в школьной и студенческой жизни?

В школе, к сожалению, было такое. У нас в классе был мальчик, которого травили другие. Он не умел постоять за себя и отставал от других.

Дети – манипуляторы.Они четко улавливают слабости других.

Другие мальчики самоутверждались за счет издевательств над такими ребятами, показывали свою силу. Ему часто забивали «стрелки» прямо за забором школы и дрались.

Мне кажется, в каждом втором классе были такие дети, которые в той или иной степени страдали от издевок. Их отличительной чертой было то, что они на переменках стояли одни в сторонке. Учителя вмешивались, когда доходило до слез и драк, но эффективно и надолго решить эту проблему не могли.

В университете я таких проявлений не встречала. Все-таки в таком возрасте самоутвержаться за счет других уже несерьёзно, тут нужны другие поступки, чтоб показать свой стержень. Да и окружение не то.

Дети в переходном возрасте очень жестокие. Такое себе первобытное общество. С возрастом появляется толерантность к отличиям.

Как в школе и вузе появляются любимчики и козлы отпущения?

Любимчики появляются по разным. Но чаще это люди, которые пытаются найти наиболее «выпирающие» точки соприкосновения с преподавателем и подстраивают под них свои принципы, точнее, их отсутствие.

Как бы странно не звучало, но грубая лесть все еще работает.

Есть люди, считающие, что на войне все средства хороши, которые не брезгуют лицемерить ради результата.

Со стороны преподавателя любимчик может появиться по личным иногда необъяснимым предпочтениям: может, напоминает его самого в молодости, может, проявляет старательность, может, футболист.

Козлы отпущения – те, кто когда-то попали впросак. Резко высказались, не выполнили просьбу, пытались спорить или высказывать недовольство. Это стало их капканом. Чем больше рыпаешься в этом случае, тем больше запутываешься. Если преподаватель хочет завалить, он придумает как. Знаете шутку: «Назовите, сколько людей погибло во время Второй мировой войны? А теперь поименно». Конечно, мы сейчас не говорим о поголовном явлении, а скорее о полярных отклонениях.

Что должна в таких ситуациях делать школа?

Думаю, учителя не должны самоустраняться. Конечно, дети должны проявлять самостоятельность во взаимоотношениях, но до времени, пока это не выходит из-под контроля.

Дети вряд ли будут жаловаться, они не хотят прослыть стукачами.

Думаю, это нельзя решить моментально. Это – тяжелый процесс, объясняющий различия между людьми, уважение к личности и ее достижениям.

Буллинг должен пресекаться и обсуждаться. Дети сами не смогут докопаться до причины.

Даже зачинщики не понимают первопричину своей агрессии.

Надо объяснить, что добиваться одобрения ровесников можно через настоящие достижения.

Что должны делать родители? Какие фразы или что еще родительское помогло тебе избежать таких ситуаций в жизни?

Меня это явление, к счастью, обошло стороной. Родители сумели научить меня поставить себя перед ровесниками. Научили пониманию, что человека делают поступки иунизительно обижать тех, кто слабее. Конечно, не могу сказать, что не смеялась никогда или не дразнила кого-то, но это было в пределах детских шалостей.

Родители должны учить взаимоуважению. Это не одно волшебное предложение, и не два, а каждый их поступок.

Дети бояться обращаться за помощью. Важно дать понять: если не знаешь, как справиться сам,спроси.

Если ребенок не хочет идти в школу, это – тревожный звонок. Не всегда он не хочет учиться или лениться в школе. не Дети ведь очень социальные по своей природе, и в средней школе им интереснее общаться, нежели учиться. Потому такое нежелание – тревожный звоночек для родителей.

Поширити у соц. мережах: