Osvitanova.com.ua

Молодежной политике в нашей стране уделяют особое внимание.  Яркие и талантливые молодые люди, у которых горят глаза, — лучший пример этой работы. О них мы расскажем в новой рубрике «Дело молодых». Каждый из героев наших публикаций  уже чем-то отличился в своей профессиональной сфере и на собственном опыте показывает, как можно добиться успеха в деле, которое любишь. 

Первые шаги в профессии — всегда непростой путь. Начинающему педагогу сложнее вдвойне, ведь едва ли не каждый родитель уверен, что знает, как и чему нужно учить его ребенка. Та еще задачка, ведь найти свое место у доски, завоевав авторитет не только среди учеников, но и среди коллег, нужно обязательно! Учитель русского языка и литературы столичной гимназии № 38, магистр педагогических наук Анастасия Гончарова четыре года назад сама имела статус начинающего работника и набила немало шишек в первых профессиональных шагах. Но каким же было удивление, когда она заметила: из года в год новички в школе повторяют одни и те же ошибки. Так наша героиня решила подставить неопытным коллегам свое плечо и запустить проект #СчастьеОбучать: девушка выкладывает на YouTube видеоролики, в которых делится опытом с теми, кто только–только вливается в педагогическую среду. С особым удовольствием рассказывает молодой педагог и о своей профессиональной страсти — интерактивном обучении.

С Анастасией мы встретились во время первой педагогической мастерской, куда в формате мастер–класса пригласили обменяться опытом учителей разных поколений. Здесь Гончаровой выпала роль преподавателя для коллег. Изначально мастерскую планировали исключительно для вчерашних студентов, тем более что молодые педагоги, в отличие от других специалистов, приступают к работе только в середине августа. Но на первую же встречу для обмена опытом собрались люди очень разные, но искренне увлеченные образовательным процессом и новыми технологиями в нем. К примеру, у Екатерины за плечами педколледж, филфак БГУ и 10 лет работы воспитателем, а Алексей пару лет преподавал в университете философию и сейчас трудится социальным педагогом в школе. В противовес опытным специалистам немало новичков, а также тех, кто еще только задумывается о работе в сфере образования. Как Марина, которая решила круто изменить жизнь и из юриста податься в учителя начальных классов, или Анастасия, выпускница МГЛУ, перешедшая из сферы логистики в альтернативное образование. Истории разные — вопросы беспокоят схожие. Возможно ли быстро адаптироваться в новом коллективе? Как уменьшить стресс от проб и ошибок? Как организовать свое время, чтобы не погрязнуть в документообороте? И как в самом начале карьеры не выгореть эмоционально и сохранить свое призвание? 
Первое задание для участников — определиться, что больше всего беспокоит молодого учителя, который переступает порог школы. Опытные педагоги вспоминают, что в свое время волновались, удастся ли найти общую волну с учениками и выстроить взаимоотношения с коллегами. У вчерашних студентов свои страхи: как завоевать авторитет среди учеников, оставаясь для них в первую очередь учителем, а не другом, не зашаблонить ребенка и научиться работать с родителями. Пока разбираемся, как справиться с этими страхами, Анастасия акцентирует внимание на типичных ошибках начинающего учителя:

Первая — недостаточная подготовка к уроку. Всегда старайтесь прочитать больше, чем написано в учебнике. Ученики будут проверять вас на прочность, и вы должны быть готовы ответить на их вопросы.

Интересно, но все чаще именно этот совет слышу и от проработавших в школе десятилетия. Говорят, у современных детей даже азарт включается — нагуглить в интернете по теме что–нибудь такое, о чем учитель не слышал. Анастасия продолжает:
 

Вторая ошибка — необщительность. У многих молодых специалистов она связана еще и с боязнью показаться глупым, поэтому лишний раз стараются не спрашивать. Я тоже так делала, не задавала вопросы и тихо портила журнал. Третья — скучный урок...

В списке ведущей мастер–класса оказалось немало пунктов, среди которых и многословность. Да, чаще всего молодой учитель наслаждается своей ролью у доски и готов 45 минут вести монолог. Но будет ли эффективным такой поток информации? Факт: с современными детьми нужно говорить на их языке, получать обратную связь, включать их в поиск информации. Не случайно сфера интересов Анастасии — мобильное, а также перевернутое обучение. Еще один секрет нашей собеседницы — она глубоко изучила нюансы тайм–менеджмента и опять–таки охотно делится опытом, как при помощи новых технологий облегчить работу учителя, сохранив время на личную жизнь.
Пока слушатели конспектируют услышанное, Анастасия предлагает небольшой ликбез по учительским аббревиатурам. Все–таки не каждый с ходу скажет, что такое всеобуч, акт ЖБУ или СОП.
— Совместный досуг помогает лучше всего включить в работу сразу три стороны — учителя, ученика и родителя, — поясняет ведущая, в то же время при взаимоотношениях учитель — ученик Анастасия предлагает такой рецепт: установить общие правила, где класс определит, что нельзя делать. И самое важное — возвращаться в свой школьный возраст, вспоминать, как мы поступали в тех или иных ситуациях, ведь дети на то и дети, чтобы совершать ошибки.

Но главный вопрос педагогической мастерской: как же получать удовольствие от процесса обучения? Как показалось, с импровизированного урока учителя возвращались с двумя пунктами на заметку: благодарить учеников за каждую позитивную реакцию в свой адрес и выбрать любимый кусочек в работе, который будет по–настоящему вдохновлять. Впрочем, совет этот полезен и за пределами школы.

Словом, Анастасия Гончарова может быть довольна: ее инициатива запала в души коллег.

Поширити у соц. мережах: