Osvitanova.com.ua

От основательницы проекта «Освітній експеримент» Анастасии Леухиной

  Однозначный ответ на вопрос «зачем нужна школа?» дать тяжело. Для одних родителей это место, где ребенок получит знания о мире или сможет разобраться с собой, для других – способ освободить себя от дополнительной нагрузки. Понимание предназначения школы у родителей и детей может различаться кардинально, и этот момент стоит обязательно учитывать, выбирая форму обучения для своего ребенка. Последние несколько лет в Украине все чаще говорят о хоумскулинге. Формат домашнего обучения активно поддерживает адвокационная кампания «Освітній експеримент». Ее основательница, координаторка социальных и реформаторских проектов Анастасия Леухина – мама 13-летнего Клима, который ушел из школы 4 года назад. Оглядываясь на опыт этих лет, она сформулировала пять вопросов, ответы на которые должны помочь родителям и детям найти удобную для них форму обучения.

 

1. Зачем вам ребенок, и зачем ребенку вы?

В этом вопросе я выделила для себя три приоритетных аспекта, на которые стоит смотреть, выбирая формат обучения.

Субъектность: кто принимает решения и оказывает влияние? Ваш ребенок – он субъект или объект? Они принимает решения сам, или это за него делаете вы? Отвечая на эти вопросы, вы поймете для себя, кто ответственен за выбор, и, кто решает, как учиться.

Сила: ребенок нужен вам, чтобы ощутить свою силу, или, чтобы помочь ему ощутить его собственную? В отношениях родителей и детей проявления силы очень разные, и здесь важна осознанность. Модели семей все разные, и я не говорю, что какая-то из них хорошая, а какая-то плохая. Но, думаю, что родителям, которым ребенок нужен, чтобы проявлять свою силу, ни в коем случае не стоит переводить его на домашнее обучение.

Свобода: как вы относитесь к свободе своего ребенка? Этот момент пересекается с субъектностью. Если вы даете ребенку свободу, значит, он объект. Если уважаете ее, значит, он субъект. Фактически это касается того, насколько вы доверяете ребенку в том, какой выбор он сделает и как будет жить с последствиями этого выбора.

2. Что такое школа?

Это люди? Это пространство? Это знания? Мы привыкли к тому, что все какое-то время ходят в школу, но, в зависимости от разных задач, школа может быть очень разной. Если мы видим в школе место для личностного роста ребенка, то нужно понимать, в каком направлении его личность должна расти? Если мы говорим о знаниях, то какое значение они должны иметь для ребенка? Когда ты переходишь на домашнее обучение, нужно принимать решение, как распределять ресурсы времени и денег. Ответы могут быть разными и неоднозначными, но важно следовать им.

3. Зачем школа вам и ребенку?

Ответы на этот вопрос у родителя и у ребенка могут быть абсолютно разными. Для родителя школа может быть своего рода камерой хранения, бесплатным бебиситтингом. Или местом, где ребенок будет наполняться знаниями, но опять же, какими знаниями? Есть еще вариант, когда родитель не справляется с воспитанием, и отправляет ребенка в школу, чтобы его выдрессировали.

У ребенка же в школе могут быть совсем другие цели. Например, завести друзей, или сбежать из дома, потому что там некомфортно, или попробовать что-то вредное и запрещенное, потому что дома нельзя. Эти цели совсем не связаны ни со знаниями, ни с образовательным процессом.

Одного ответа здесь нет, этот вопрос открывает много граней для рассуждения. Мы привыкли думать, что школа готовит ребенка к будущему, но нужно признать – мы не можем предсказать, каким оно будет. Поэтому стоит честно признаться себе в том, что мы не знаем, к чему готовить ребенка. Мне от этого сразу полегчало.

4. Какова гипотеза обучения?

По работе я столкнулась с таким понятием, как гипотеза развития. Все строится по принципу: если я фокусирую свое внимание на чем-то одном, то в итоге я ожидаю получить что-то другое. Материализуется она не всегда, потому и гипотеза, но в то же время она может быть фильтром для тех решений, которые вы принимаете.

Выстройте эту гипотезу для себя и ребенка. Она поможет вам ответить на вопросы о том, как расставлять приоритеты, куда распределять ресурсы, как организовывать время, стоит ли искать тьютора и как измерять результат. В зависимости от того, что вы хотите получить на выходе – здоровую личность, спокойного ребенка или зашкаливающе умного ребенка, – нужно будет вкладывать совершенно разные ресурсы.

С Климом я сразу четко выстроила приоритет, и он был не в интеллекте или оценках, а в эмоциональном развитии разума и тела. Моя гипотеза звучала так: «Если ребенок будет владеть высоким уровнем эмоционального разума, сможет совладать со своими и чужими чувствами, научится работать над своим телом, значит, он справится с любыми вызовами, которые появятся на его пути».

5. Какая социализация нужна вашему ребенку?

Социализация бывает разной, и не всегда она оказывает на детей позитивное влияние. Дети получают много социализации из отношений с учителями. Но я поняла, что в школе Клима это была сугубо тренировка на подчинение – стандартный подход удобный учителям. Я не хотела, чтобы моего ребенка делали солдатом, который боится сказать «нет».

Вторая сторона социализации в школе – это отношения с детьми. Представляя себе школу, мы часто видим пространство, где дети играют, обмениваются мыслями и выручают друг друга в любой ситуации. Выглядит прекрасно, но так ли на самом деле? Мы очень мало знаем о том, какие отношения выстраиваются между детьми в школе. Здесь важно ответить себе на пару вопросов. Во-первых, хотите ли вы, чтобы ребенок проходил в школе через буллинг и оскорбления для укрепления характера и подготовки к реальной жизни? Поскольку одних детей это действительно укрепляет, а для других – это травма на всю жизнь. И, во-вторых, важно ли вам, чтобы ребенок научился справляться со своей агрессией и направлять ее на других? Для меня это очень спорный момент. Многим детям после всего этого нужна будет помощь психотерапевта. Достаточно ли у вас средств для этого – еще один важный вопрос.

Подготовила Мария Педоренко

Поширити у соц. мережах: