Роботы для колонизации Марса, боевые машины и ферма автоматического полива – в технической студии Броваров мальчишки с нуля изобретают свои проекты. Основатели школы считают, что в Украине случился перекос в сторону гуманитарных профессий и почти нет базы для воспитания технарей-новаторов. Идея все-таки пошла в массы
Боевой робот
Занятия в BroBots построены по модульному принципу. Один проект на неделю в течение каникул или за месяц-два в учебное время. В конце – соревнования готовых машин. Одним из первых проектов был боевой робот: дистанционно управляемая машина с воздушным шаром на четырехколесной раме и 15-ти сантиметровым саморезом на выносной ноге.
Здесь нет готовых схем по сборке и красивых пластиковых деталей. Конструировать надо самому, обучение идет в процессе и по этапам. «Сначала железяки в руки и вперед делать, - рассказывает куратор школы Дмитрий Корниенко. - Разбираем, есть датчики и вот такие выходы для них. Студенты сами делают монтаж. Потом разбираем программы, какие есть и как установить. А когда робот готов – разбираемся с физикой процесса: почему не такой вольтаж, почему колесо не крутится или не с такой скоростью. Все меряем, ищем ошибки».
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Даже фанерные рамы и детали инженеры 10-14 лет проектируют и меряют. Кураторы задают только основные технические характеристики - габариты и вольтаж.
Сам себе конструктор и программист
Для ребят 10-11 лет – это больше фановое участие – собрать, чтобы посоревноваться.
В 14-15 лет парней увлекает уже сам процесс создания. «Самая первая машинка у нас была автономная с ультразвуковым датчиком. Простая автоматика, но довольно сложная физика: как работает ультразвук, как определяет препятствия, как фильтровать сигнал. Потому что есть ограничения по приближению, дальности, надо фильтровать паразитные шумы», - поясняет Дмитрий Корниенко.
Цель школы: показать, как это все работает, чтобы подростки могли заниматься техникой и дома. Программируемая плата стоит 50-80 грн, датчики – 25 грн, гораздо дешевле известного международного бренда с готовыми решениями и красивыми пластиковыми элементами.
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Студенты, которые обучаются не первый год в BroBots, уже сами придумывают и собирают механизмы. Вович – один из старших учеников-конструкторов, в прошлом сезоне предложил собрать вездеход. «Первый собирали экспериментальным методом – ушел месяц. По нему разработали чертеж, теперь можно и за день собрать», - рассказывает парень. Он же вместе с другими старшими ребятами этим летом выступал в качестве ментора в лагере для 10-12-летних роботехников.
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Больше, чем техника
Работа школы BroBots потихоньку выходит за рамки проектирования. Старшие ребята уже пробовали себя в роли стартаперов: придумывали, что хотят собрать, снимали презентационное видео, а руководители помогали разрекламировать его по соцсетям и собрать стартовый капитал. Суммы не заоблачные – 3000-5000 грн. Готовые машины авторы смогли забрать домой и использовать повторно для других проектов.
В школу приходили ІТ-специалисты, юрист, журналисты, руководители собственных проектов и политики читали гостевые лекции. Лекции не о профессиях. Скорее о социальных навыках: как можно экономить деньги, как проекты могут приносить доход, как устроено государство и появляются законы. Сегодня нужна не теория, а практические навыки, считают кураторы проекта.
Экономика идеи
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Эта школа робототехники в Броварах задумывалась как социальный проект. Фрилансер из IT-сферы Филипп Духлий два года назад решил продвигать техническое образование в массы. Помещение в жилом доме предоставила компания-застройщик, в которой работает Александра Дудар, одна из основателей BroBots. Локальные предприятия и друзья-бизнесмены помогли приобрести оборудование. Но есть текущие траты на расходные материалы и плату преподавателям. В итоге двухчасовое занятие стоит 75 грн. Подобные коммерческие секции в Киеве – от 200 грн за час до 1000 грн за более продолжительное занятие. В областях такого и вовсе нет – не те финансовые возможности жителей.
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Занятые в проекте люди вкладывали свое время бесплатно, но чем дальше, тем сложнее это становится. «Если в начале школа робототехники занимала 20% моего времени, то теперь все 100%», - говорит Филипп Духлий. Проект активно развивается и прямо сейчас по его модели создаются 10 школ по Украине: семь – в Днепре, две – в Харькове, одна – пилотная в Одессе. Финансировать их создание и будущее функционирование берутся местные и областные советы, частные компании.
Фото: один из проектов школы - ферма автономного полива
Именно таких изменений и хотят авторы проекта. Сам Филипп Духлий вырос на Станции юных техников, где были радиоэлектроника, авиамоделирование, анимация. Теперь там в основном танцы и бисероплетение. «Очень много рассказов о том, что нам нужны Илоны Маски, нужны Гейтсы, мы должны быть инновационной нацией. Но заходишь на такую станцию юных техников, а там компьютеры двадцатилетней давности, залитые краской неработающие тиски и лекала советских авиамоделей. Даже если преподаватель – фанат своего дела и работает за какие-нибудь 5000 грн, ему не на чем учить», - возмущается основатель броварской школы.
Пока не поздно
В то же время такая станция – недорогой проект в масштабах города. Одна школа с комплектацией стоит 2-2,5 млн грн. Потом зарплата, коммуналка. В 10-11 лет мальчишек за руку приводят родители в качестве продленки после школы; в 13-14 лет подростки сами ходят по секциям и ищут что-то свое. Если не найдут – интересы переключаться на дискотеку, девчонок и пиво. А потом выбор профессии наугад, как все в менеджеры или потому что престижно – в юристы.
Это при том, что одна из популярных ныне тем: тотальная роботизация, нашествие роботов, ликвидация многих привычных профессий и растущая потребность в изобретателях. Рассказы о зарплатах и условиях работы программистов уже оскомину набили, но решусь напомнить, что в Киеве у опытного и востребованного специалиста это может быть 70-80 тыс. грн, есть и выше. Но почувствовать профессии инженера-электронщика или программиста робототехники украинским тинейджерам почти негде. Разве что брат или отец работает в этой сфере. Интернет нужных знаний не дает: сложно разобраться в качестве курсов, а развиваться интереснее и эффективнее в кооперации.
Колонизация Марса
В броварской школе робототехники этим летом отошли от визуального управления. Ребята создавали беспроводных роботов с камерами, которые управлялись по Wi-Fi. Задача после сборки: машина находится на «Марсе» (в подвале, в лабиринте), управляющий видит только то, что попадает в камеру и должен найти ресурсы. За каждый ресурс – баллы. В процессе поиска подростки совершенствовали технику: сверлили отверстия, доставляли лампочки для освещения. Все это уже существует, но именно самостоятельное творчество развивает мышление, фантазию и закрепляет знания в голове навсегда.
Підписуйтесь на наш канал у Телеграмі