Стеснение — это скованность, которая проявляется во взаимодействии с другими людьми. Она может возникать эпизодически или преследовать постоянно. Если ребёнок впадает в такое состояние, ему можно и нужно помочь. Психолог Ирина Катин-Ярцева отвечает на популярные вопросы о детской застенчивости.
Представьте, что чувствует ребёнок, когда во рту пересыхает, а язык отказывается произносить знакомые слова. Кровь приливает к щекам, тело как будто деревенеет. Больше всего на свете хочется провалиться сквозь землю, стать невидимкой или распасться на атомы. Стеснение может проявляться в новых ситуациях с малознакомыми людьми или даже в совершенно привычных обстоятельствах. Часто родители отмахиваются от ребёнка стандартным «не стесняйся!», хотя это далеко не самый эффективный вариант.
В самом по себе стеснении ничего плохого нет. Это просто адаптивное поведение, попытка максимально приспособиться к внешним и внутренним обстоятельствам. Чаще стеснительность проявляется у чувствительных детей, можно даже говорить о предрасположенности к ней. При этом есть факторы, которые могут уменьшить или усугубить эту склонность.
Исследования подтверждают связь застенчивости с полом ребёнка: девочки более застенчивы. Но и наши ожидания часто стереотипны: от девочки мы ждём скромности и нерешительности, от мальчика — напора. Дети считывают это и стараются соответствовать выбранным ролевым моделям.
При этом нельзя однозначно сказать, что стеснение — это плохо. Психологи из Университета Бейлора в ходе тридцатилетнего исследования пришли к выводу, что, например, отзывчивость напрямую коррелирует с застенчивостью — такие люди чаще готовы прийти на помощь.
Так что проблема не в самом стеснении, а в неудобствах, которые оно доставляет: ребёнок испытывает дискомфорт, лишается тех или иных возможностей и удовольствий, вызывает стыд и раздражение у родителей. Помочь справиться с этими неудобствами — задача родителей.
За тем, что мы привыкли называть стеснением, могут скрываться самые разные состояния.
Врождённая высокая чувствительность нервной системы: для таких детей серьёзной нагрузкой и причиной стресса и робости могут оказаться яркий свет, громкие звуки, многолюдные места, обилие впечатлений. Нехватка навыков социального взаимодействия: некоторым детям сложно распознать невербальные сигналы, считывать эмоции окружающих. Они могут не сразу заметить агрессию или искренне отвечать на ироничный вопрос. Соматические причины: иногда нормальной коммуникации мешают трудности со зрением, слухом, первичной обработкой стимулов. Или, например, недомогание во время или после болезни. Опыт враждебного окружения, травматических переживаний: обжёгшись однажды, ребёнок может ещё долгое время опасаться любого общения. Психологические трудности, сопряжённые с повышенным базовым уровнем тревожности: да, синдром повышенной тревожности встречается не только у взрослых. Состояние адаптации к серьёзным переменам в образе жизни: перемена места жительства, расставание родителей, поступление в детский сад или школу — всё это может выбить ребёнка из колеи и повлиять на его коммуникативные способности. Повышенные требования окружения к ребёнку, строгий контроль и дисциплина: опасаясь совершить ошибку и не дотянуть до предъявляемых ему высоких требований, ребёнок не решается и пробовать. Расстройства аутистического спектра: аутизм, синдром Аспергера, дезинтегративное расстройство, неспецифическое первазивное нарушение развития — всё это накладывает отпечаток на коммуникацию.Первым делом нужно выяснить, не вызваны ли его проблемы соматическими причинами, особенностями психической сферы, травматическим опытом. Если такой опыт есть, ребёнку необходима помощь психологов и специалистов.
В любом случае важно спокойно признавать дискомфорт ребёнка, помогать ему анализировать, что именно его вызывает, подтверждать его право на стремление избежать неприятных ощущений.
Делайте мир ребёнка предсказуемым — рассказывайте, что будет завтра, куда вы идёте сейчас, кто придёт в гости вечером. Помогайте ему понять поступки и чувства других людей, поясняя их поведение в тактичной форме.
Что прочитать родителям стеснительных детей:
Филипп Зимбардо «Застенчивый ребёнок»; Элейн Эйрон «Высокочувствительный ребёнок».И самим детям:
Туве Янссон «Дитя-невидимка»; Нина Дашевская «Вилли»; Ева Фурнари «Пушистик Макпрыг»; Ульф Нильсон и Эва Эриксон «Один на сцене».Читайте вместе сказки и истории, где главный герой похож на ребёнка и испытывает те же трудности. Можно проигрывать на игрушках ситуации, проговаривать чувства персонажей («котик так стесняется, потому что никого тут не знает»; «овечка боится, что у неё не получится — и поэтому не хочет даже пробовать»). Проговоренная много раз ситуация стресса теряет свою остроту. Придумывайте вместе истории, в которых дети будут главными героями — сильными, решительными и смелыми.
Обеспечивайте ребёнку безопасность — будьте рядом, позволяйте взять с собой любимую игрушку, защищайте от бестактных или подшучивающих комментариев окружающих. Не стоит специально организовывать трудные для ребёнка ситуации: привлекать к нему всеобщее внимание, выталкивать его на сцену, ставить перед гостями на табуретку с чтением стишка, заставлять и настаивать на общении с окружающими.
Принцип «вытолкни из лодки — научится плавать» не работает почти никогда
Воспитание стрессом скорее всего приведёт к недоверию и расстройству привязанности. Никогда не стыдите ребёнка за смущение и не сравнивайте его с более уверенными в себе детьми.
Между самоощущением застенчивого ребёнка и его родителей часто много общего. И если родителям стыдно, что дочь или сын «какие-то не такие», — им легче понять детей, возможно, тоже стыдящихся своей робости.
Но родители, как более опытные и сильные, могут начать менять эту модель и помогать детям осваивать другое поведение. Постарайтесь думать о том, что вам нравится в ребёнке, замечать его сильные стороны, то, чем вы гордитесь. Через какое-то время он тоже станет больше внимания обращать не на то, чего стыдится, а на то, чем гордится.
Каждому ребёнку хорошо было бы ощущать себя маленьким героем стихотворения поэтессы Людмилы Улановой, окружённым полным принятием и готовностью помочь:
Говорила сынку носорожица:
У тебя очень грустная рожица!
Кто обидел тебя, моя лапочка?
Мы растопчем его — я и папочка.
Не обязательно при этом затаптывать обидчиков. Достаточно принимать сыновей и дочерей со всеми их слабостями и недостатками, хвалить за успехи и делать акцент на том, что от любого занятия важно получать удовольствие. Не нужно торопить и ставить завышенных ожиданий.
Оставляйте себе и детям право на ошибку. Давайте им возможность общаться со сверстниками, а также тем, кто младше. Учите правильно общаться, уделяйте внимание физическому развитию и ловкости. Не порицайте активность ребёнка (если она не мешает другим) и не позволяйте другим взрослым (воспитателям, учителям) это делать. Задача родителей — всегда быть на стороне ребёнка, на улице, в детском саду и школе.
Жизненный успех зависит от многих факторов. Большую роль играет среда, в которую человек попадает. В научном сообществе, например, ценятся усидчивость и способность концентрироваться, в профессиональном спорте — выносливость и азарт, в области шоу-бизнеса — харизма и лидерские качества.
Мир велик и многообразен: и скромные стесняшки, и бойкие задиры, и упорные зануды найдут себе в нём место если будут концентрироваться на сильных сторонах и компенсировать слабые. А доброжелательная и принимающая атмосфера в семье станет хорошим подспорьем.
Фото: Shutterstock
Підписуйтесь на наш канал у Телеграмі