В то время как взрослые пытаются реформировать образование «сверху», у школьников уже сформировано собственное мнение о том, как и чему они хотят учиться. На конференции «Підлітки. Освіта. Інструкція до дії» в ходе панельной дискуссии подростки 13-16 лет рассказали модератору панели, главреду WOMO, Тане Касьян о своих ожиданиях от системы образования.

Клим, хоумскулер

О первых впечатлениях от перехода на домашнее обучение

Первое чувство: «А что, так можно было?». Я вообще думал, что это незаконно и что так нельзя делать, нужно обязательно ходить в школу. Если ты не ходишь в школу, то тебя забирают в детдом. Но, как видите, не все так просто.

О сложностях домашнего обучения

Я бы сказал, учиться дома отчасти проще, но намного ответственнее. То есть ты отслеживаешь сам, что тебе нужно сделать, что ты сделал, что ты будешь делать и что ты сейчас делаешь. Мне понадобилось три года работы с тьютором, чтобы понять, что мне нужно научиться все планировать самому, и за первый год я научился. Сейчас мы с мамой составляем график, и я просто по нему иду. Она его иногда проверяет.

Об идеальном учителе

Во-первых, очень важно, чтобы учитель умел слушать, дослушивать, не перебивать. Во-вторых, мне всегда нравится, когда учитель очень любит свой предмет, живет им и интересно его представляет. В-третьих, очень важно, чтобы учителя правильно объясняли материал, который нужно пройти на уроке. И последний пункт — иерархия. Чтобы учителя и ученики были на равных, чтобы ученик мог прийти и сказать, что он не сделал домашку, а учитель мог прийти и сказать, что не успел проверить контрольную.

О стрессе и мотивации к обучению

У меня учебный год начинается с того, что я половину сентября просто жду контрольных, которые появятся на сайте, без контрольных у меня, считай, нет школы. И чтобы нормально стартануть этот год, мне нужно где-то в середине августа начать уже по чуть-чуть разгоняться и заниматься тем, что, скорей всего, предстоит освоить в этом году, потому что я достаточно медленный. Контрольные меня мотивируют только потому, что их нужно сдать по государственным стандартам.

О том, чему нужно научиться, чтобы стать крутыми взрослыми

Ну, во-первых, научиться ссориться. Я так понимаю, что взрослые очень много ссорятся. И чтобы быть классным взрослым, обязательно нужно уметь отдыхать. И еще, наверное, уметь много работать. Но после того, как отдохнул.

Ульяна, хоумскулер

О первых впечатлениях от перехода на домашнее обучение

Моя первая реакция была — я расстроилась. То есть первые три класса я ходила в школу и была очень социальным ребенком. Я не представляла, как это — сидеть дома и учиться. Потом, конечно, мне было немного сложно самоорганизоваться. Я начала учиться дома с 5 класса и вроде бы к 6 классу втянулась, а потом в 7 классе я начала учиться просто, чтобы защитить контрольные. Только с недавнего времени я начала уже понимать, какая это ответственность — быть хоумскулером, для этого нужна очень большая самодисциплина.

Об идеальном учителе

Я считаю, что к каждому должен быть индивидуальный подход, но еще, как по мне, учитель должен быть очень гибким. Например, во время ведения урока менять саму программу или даже тему, видя, что именно интересно ребенку, подстраиваться под него, и таким образом делать урок интересным.

О стрессе и мотивации к обучению

Наверное, самая сложная часть в обучении — это время. Например, с этого учебного года я решила, что буду начинать учиться с августа и постепенно входить в колею. Но не успела я глазом моргнуть, как наступил сентябрь. И у меня всегда такое чувство, что я не успею что-то сделать. Слишком много мелочей. Для меня есть несколько основных предметов, которые я хочу изучать, но я не могу просто бросить те, которые мне вроде как и не нужны. Я все равно начинаю думать о них, это сбивает меня с толку, и получается так, что я теряю больше и больше времени на принятие решения, за что мне взяться в первую очередь. Я забила свой график разными секциями, чтобы на учебу оставалось ограниченное количество времени и чтобы у меня не осталось другого выбора, кроме как следовать графику.

О том, чему нужно научиться, чтобы стать крутыми взрослыми

Целеустремленности. Без нее вообще ничего не бывает.

Олена, студентка 1 курсу коледжу

Про рішення вступити у коледж і про очікування

Я 9 класів вчилась у державній школі, у звичайному класі, і встигла зрозуміти, що мені взагалі це не подобається, я до школи ходити не хочу, а потім я зрозуміла, що можу туди й не ходити. Я ще з початку 9 класу сказала, що хочу в коледж, але не знала, у який саме, як це робиться, я просто хотіла і думала про це. І коли настав той день, що треба було подавати документи, батьки спитали мене, де я хочу вчитися, я відповіла, що не знаю. А наступного ранку мама сказала, що ми їдемо в коледж Грінченка. Моїм рішенням було — вступати, а куди — це було рішення консенсусне, я прийняла те, що мені запропонували.

Щодо очікувань — у мене не було завищених очікувань та й взагалі ніяких позитивних очікувань від коледжу, тому що я вчилася у державній школі і знаю, що наша освіта — це не дуже круто. Але саме відсутність очікувань дала мені змогу розслабитись, я вже майже місяць вчусь у коледжі, і мені це подобається більше, тому що зараз я студентка і до мене ставляться як до студентки. У мене більше свободи, але і більше відповідальності.

І дуже виправдались мої сподівання щодо того, що я буду вчити те, що мені цікаво. Зараз у мене зменшилась кількість дисциплін, які я вивчаю, і я можу приділяти більше уваги важливим предметам.  Можу сказати, що мені подобається в коледжі. Не на 100%, але подобається.

Про ідеального вчителя

У мене нема якогось набору характеристик, іноді я просто зустрічаю людей і бачу, що вони дійсно вчителі. Це більше стосується особистих якостей, ніж професійних навичок. Вчитель має вміти йти за класом, бачити, чого в даний момент хочуть ті люди, з якими він працює. Це така формула мудрості: коли вчителю вистачає досвіду це зрозуміти. Для мене найвищий рівень майстерності — бути гнучким і відчувати, що треба групі. Це може здаватись дуже розпливчастим, але вчитель має вміти відчувати свою неідеальність, свою вразливість, має бути готовим почути інших. Дуже благородна мета — бути мудрим. Це робить вчителя авторитетним в моїх очах.

Про стрес і мотивацію до навчання

Мені здається, я живу у стресі 24/7. Я встаю о шостій ранку, їду до коледжу електричкою, а потім маршрутками, тобто мені з самого ранку доводиться мотивувати себе до навчання. І зі стресами насправді я не справляюся ніяк. Все, що я поки що для себе відкрила, — це вміння концентруватися на реальності, і це дуже складно. Поки що я просто намагаюсь дихати глибоко, думати про те, що оцінки для мене не важливі, я просто вчуся. В теорії це працює, на практиці я стараюся.

Зараз, коли я стала вчитися в коледжі, мені цікавіше вчитися, тому що я вивчаю дуже багато профільних дисциплін і, власне, моя мотивація — просто те, що мені цікаво. Коли мені не цікаво, я або шукаю, де мені це може знадобитись, де я можу це використати у майбутньому, якщо я можу це знайти, мені стає цікаво. Як приклад, я почала вчити HTML і взагалі з програмуванням мені завжди було складно, у мене не математичний склад розуму, але мені стало цікаво, і от зараз я можу в позаурочний час, коли випадає така нагода, сісти і попрактикуватися. Ну а якщо мені не цікаво і я розумію, що це мені в житті не потрібно, то я його не вчу, я знаходжу, як це спустити по течії. Вивчити якийсь базовий рівень і ніде не заглиблюватися, нічого не читати більше. Але буває так, що я вивчаю базовий рівень, і мені це стає цікаво. Тут дуже важлива штука — це відповідальність, яка полягає в тому, що з самого початку я маю зрозуміти, чи буде це мені корисно. Навіть у 9 класі я не зовсім це застосовувала, і зараз я почала спостерігати за собою, бо ставши студенткою, я стала себе краще почувати, мені дуже подобається цей новий досвід, і я дуже рада, що вступила до коледжу.

Про те, чого треба навчитися, щоб стати крутим дорослим

Тут ключовий момент у тому, чого ми маємо навчитися, а не чого нас мають навчити. Бо, на жаль, мене вчать дуже багато чому, але я вивчаю дуже мало що. І дуже круто, коли мені дають свободу вибирати те, чому я буду навчатись, навіть не ті уроки чи ті пари, на які я буду ходити, а ті життєві компетентності, які я буду засвоювати для себе, і людські якості, які я хочу мати. І для дорослих це не те, чого вони нас мають навчити, а те, що вони повинні мати свою мудрість і повинні дати мені змогу здобути цю мудрість шляхом моїх власних помилок. Для мене крутий дорослий — це той, який просто ділиться тим, що він має. Не вчить, не наполягає, просто ділиться, і той, хто хоче, той бере.

Ще дуже важлива цілеспрямованість, щоб вміти визначати чітку мету, те, до чого я прагну, а також усвідомлення того, що мої вчинки несуть за собою певні наслідки, і того, що будь-які наслідки моїх вчинків — вони все одно мої і розрулювати їх все одно мені. Це якраз набувається у тих випадках, коли я роблю свої власні помилки, коли мені дають можливість їх робити.

Алексей, ученик государственной гимназии

О том, что бесит в школе

Я учусь в гимназии Драгоманова, бесит меня то, что учителя не могут тебя дослушать до конца, я очень в редких случаях бываю злопамятным, я могу через 5 минут забыть, с чего началась ссора. Но вот пример. В школе какие-то ребята стоят и курят в туалете. Я просто иду к умывальнику. И тут они слышат из коридора голос учительницы. Они выбегают, а запах стоит, учительница понимает, что там что-то не так, заходит, я как раз заканчиваю мыть руки. Их она не видит, она видит меня, и вот она говорит: «Не начинай, не рассказывай мне, я знаю, что это был ты». Хочется объяснить, рассказать, как все было, чтобы она хотя бы выслушала, ну ок, у нее свое мнение, но бывают же и другие мнения. Такое чувство, что у нее есть, можно сказать, зарядка батарейки на то, чтобы отнекиваться, говорить, какой я плохой, но нет заряда батарейки на то, чтобы меня выслушать. И это очень раздражает.

Об идеальном учителе

Мне кажется, учитель должен иметь подход к каждому ребенку. Даже то же ведение урока, да, он ведет его для всех одновременно. Но, мне кажется, он должен знать каждого ребенка, что кто-то, например, невнимательный, и ему нужно ставить вопросы немного иначе. Суть одна, а подход другой. Чтобы к каждому ребенку он относился и одинаково, и по-разному.

О стрессе и мотивации к обучению

Конечно, возвращаться к учебе в сентябре — это стресс. Лето — полностью свободное время. А если я скажу, что учебный год — это то же лето? Но летом нам не нужно ничего делать для того, чтобы у нас было свободное время. А учебный год — это то же лето, но с одним отличием — нам нужно приложить какие-то усилия для того, чтобы у нас было свободное время. Ну и, ясное дело, его будет меньше.

Я испытываю стресс, потому что седьмой класс закончился, а перед 8 классом нужно определиться, куда ты хочешь идти — в математический класс или в гуманитарный. Я так сходу решил — в математический. С первого дня я понял, что надо было в гуманитарный. У меня сейчас такое состояние, что мне слегка неприятно, немного сложно, но я буду терпеть, никому не говорить, как мне сложно. Хотя у меня есть возможность перейти в гуманитарный класс, я не буду этого делать. Пошел, значит, пошел.

Как я себя мотивирую учиться: если я буду учиться и все успевать, сделаю себе какое-то расписание и буду ему следовать, например, делать домашнее задание в тот же день, когда мне его задают, — это уже свободные выходные. И можно сказать, что если я буду учиться, работать, у меня будет свободное время. А если все делать с паузами, во время которых я бездельничаю, даже не иду на какой-то кружок или спортзал и это у меня забирает какое-то время, а именно просто ничего не делаю и ленюсь, у меня будет меньше времени и меня будут заставлять сидеть за уроками. Поэтому все нужно делать вовремя — чтобы было больше свободного времени.

О том, чему нужно научиться, чтобы стать крутыми взрослыми

Думаю, важно знать, чего ты хочешь, знать свою цель, идти к этой цели. Нужно уметь учиться. Уметь слушать. Уметь критично мыслить, оценивать ситуацию с разных сторон. Мы однажды с папой учили историю одной битвы, я уже не помню, какой именно, и я должен был оценить это событие с разных позиций — с позиции жертвы, на которую напали, с позиции того, кто напал, и с позиции современного человека. Мне кажется, в этом и суть критического мышления, — чтобы мы умели оценивать ситуацию с разных точек зрения.

Подготовила Оля Полякова