Лейла Алиева – андрагог (специалист по обучению взрослых), бизнес-тренер. Лейла ведет управленческие тренинги и помогает экспертам готовиться к выступлениям. На организованной Наташей Бельской конференции Kids Club Forum Лейла рассказывала, как применять в работе методологию «сторителлинг». «Освіта нова» в лице Анны Печерной делится с вами услышанным.
В компании NASA уже давно есть штатные сторителлеры, которые собирают истории и распространяют их внутри компании среди сотрудников и передают широкой общественности. Если бы компания этого не делала, то это делали бы обыватели, только истории бы передавали искаженные.
Поэтому известный андрагог и призвала присутствующих на конференции освитян рассказывать истории о своих проектах, о полученных инсайтах, о преодоленных трудностях, о своем профессионализме, о талантливых детях и талантливых учителях:
«Осмельтесь рассказывать истории, которые происходят сегодня».
О том, как работает сторителлинг, Лейла продемонстрировала на примере рисованной крольчихи Фифи Лапан. У блогера Фифи есть свой сайт, на котором она примеряет на себя модные тенденции с подиумов мира. Выглядит это так.
На сайте есть шоп, в котором можно приобрести шармы и броши с самой Фифи, а также написанные ею книги. У нее есть своя история, она единственная, кто выжил в результате эпидемии из 257 братьев и сестер, и она – богатая наследница. Никто не знает, кто ее создал, но она – чуть ли не самый известный модный блогер. И это, по словам Лейлы Алиевой, «сторителлинг чистой воды».
Сторителлинг давно стал маркетинговым инструментом, он дает возможность заявить о себе и своих проектах, он помогает выстраивать доверительные отношения и быстрее договариваться, а также влиять, управлять и вдохновлять, в конечном итоге зарабатывать деньги. Вы еще сомневаетесь, что им нужно овладеть?
Чем больше вы будете рассказывать историй, тем лучше у вас будет получаться, уверяет Лейла. Истории с нами происходят все время, их просто нужно увидеть и не забыть потом рассказать. Поначалу вы будете вплетать ненужные подробности, жаловаться, рассказывать несколько историй в одной, возможно, они будут не очень уместными и с нечетким концом. Но это поначалу. Важно давать себе отчет: зачем, кому, где и сколько рассказывать своих историй.
Лейла в том числе работает с представителями образовательной сферы, они часто говорят «Я просто учитель/директор школы/завуч, я не знаю, что рассказывать». В таких случаях Лейла говорит: «У вас нет историй?! Срочно проверьте, есть ли у вас пульс!».
Если не знаете, какие истории рассказывать, то вот вам небольшая шпаргалка.
- Как я стал(-а) учителем/тем, кем стал (-а).
- О чем я мечтаю.
- Сложные ситуации, из которых вы сумели найти мудрый выход.
- Ценности в действии.
- Как родилась идея проекта (как он развивался и с какими трудностями вы столкнулись, кто стал первыми клиентами, как искали и нашли помещение и т. п.).
Истории, которые вы можете рассказывать, не обязательно должны быть только своими, смело рассказывайте чужие истории со ссылкой на ее главных героев и то, как вы узнали об этой истории.
Родителям детей, которые у вас учатся или вероятно будут учиться. Родители были и остаются большими консерваторами. Сказать, им что у вас школа, которая использует современные методики обучения, это ничего не сказать. Другое дело, когда вы расскажете о проектах своих учеников, о том, какие организации их поддерживают и какие гранты они получили.
Детям – они думают образами, облеченную в историю информацию они запомнят лучше, чем параграф из книги.
Коллегам, с которыми делитесь опытом, это ведь две большие разницы – сказать «Надо делать так-то» и «Вот был у меня ученик, так вот он…».
У каждой истории есть три составные части: действие, эмоции и вывод. Начинать можно с любой, главное, чтобы все три части присутствовали.
Когда будете продумывать свою историю, учитывайте особенности памяти.
Запоминаются начало и конец. Поэтому они должны быть яркими. Лейла начала свое выступление ярко, показала невероятной красоты клип, но его история не только в хорошей идее и баснословных просмотрах (166 млн), а в том, что она вызвала эмоцию – чувство гордости за Украину, потому что команда украинцев из Днепра создала эту красоту, которую MTV признал лучшим клипом десятилетия.
Если ваша история для взрослых, то тут надо учитывать особенности обучения взрослых. Им важно, чтобы информация была уникальная и полезная, чтобы они могли ее примерить на уже имеющийся опыт, чтобы они понимали, где и как ее смогут применить.
Как только вы научитесь вызывать своими историями эмоции, вы войдете во вкус. У ваших историй не всегда должен быть хеппи-енд. Для того, чтобы к вам возникло доверие, нужен баланс разных историй, взлетов и падений, успехов и неудач, своих и чужих ошибок.
В заключение Лейла привела цитату Паоло Коэльо из книги «11 минут».
«Жизнь бывает порой удивительно скупа – целыми днями, неделями, месяцами, годами не получает человек ни единого нового ощущения. А потом он приоткрывает дверь – и на него обрушивается целая лавина. Именно так случилось у них. Минуту назад не было ничего, а в следующую минуту – столько, сколько ты и принять не можешь».
Длительные периоды наша жизнь монотонна, но когда мы «приоткрываем дверь», то есть приходим на конференции обмениваться опытом, мы выгуливаем нашу белку в колесе и на нас обрушивается «целая лавина» из историй и инсайтов.
И это был яркий конец и вывод.
Сторителлинг – это легко, но только если вы начнете его практиковать каждый день.