23 ноября в креативносм пространстве mOre состоялся тренинг Шалвы и Паата Амонашвили «Гуманная педагогика». Я там побывала и записала для вас основные тезисы из выступления Пааты Амонашвили, президента Международного центра Гуманной педагогики, доктора психологических наук, педагога и сына легендарного Шалвы Амонашвили. Паата рассказывал о материальной природе детей, о трёх важнейших ориентирах для взрослых в общении с детьми.
В детях живут внутренние силы, которые ими управляют, невольными рабами которых они становятся. И без этих сил ребёнок бы просто не рос, не взрослел и даже не жил. Не стал бы Человеком. Их много, но я остановлюсь на трёх самых важных.
Каждый ребёнок стремиться к развитию. Его можно обрисовать в виде идеальной сферы, наполненной безграничным, как сама Вселенная, количеством зёрен возможностей. Если среда благоприятная, зерна дают всходы. А если нет – чахнут и умирают.
Есть зерно познания. Какая ему нужна среда? Познающие мир люди вокруг. А чтобы взросло зерно любви? Любящая.
Какое зерно раскроется, если вокруг ребёнка превалируют раздражающиеся люди? Какую среду создаём вокруг ребёнка, такие зерна и раскрываются. Дети – наши зеркала.
Развитие – это процесс раскрытия всех зёрен, заложенных в ребёнке. Очень быстрый процесс, большая часть которого пройдена уже к 3-4 годам.
Важный аспект для взращивания этих зёрен – трудности. Они нужны, чтобы ребёнок преодолевал их и развивался. Мы-то знаем, что дети – это существа в постоянном поиске трудностей. Преодолев трудности, ребёнок испытывает радость и счастье. Но это не касается таких трудностей, как контрольная. Взрослые люди уже меньше ищут трудности, многие завершили этот путь и лежат с пультом в руках у телевизора.
Но! Развитие страдает там, где нет обстановки любви и заботы. Безусловная любовь – фундамент гуманной педагогики. Мы никогда не знаем, кто из учеников – будущий министр образования, Моцарт или кто-то ещё. Всех детей любим одинаково. Каждый из них – явление!
Без внутреннего стремления «быть взрослым» сам процесс взросления не состоялся бы, а дети – рабы этой страсти. Поначалу это стремление колоссальное, но после 18 лет оно замедляется, а после 23 лет направление вектора меняется на противоположное.
Хотите почувствовать мир чувствами детей, которым позволяют быть взрослыми? Представьте себе утро хорошего дня, чудесные планы на день. Вы в приподнятом настроении выходите из дома. Навстречу идёт подруга, делает удивлённое лицо и говорит: «О, что ты с собой сделала?! Будто помолодела на 5 лет. Научишь как?».
День становится лучше, а подругу весь день с собой бы водили, чтобы она вам так щебетала. То же самое чувствуют наши дети, когда мы даём им почувствовать себя взрослыми, взрослее, чем они есть на самом деле. Они будут хотеть общаться с вами все больше и больше.
Дети хотят чувство взрослости без ответственности. А мы, взрослые, порой используем эту страсть в своих принуждениях: «А ну-ка, раз ты уже такая взрослая, приберись хотя бы раз в комнате!» или «Ты уже взрослый, пора бы выносить мусор!». Какой ответ напрашивается? «Сам (-а) вынеси мусор» или «Вовсе я не взрослый».
А хотите прочувствовать, что ощущают дети, когда мы относимся к ним как к маленьким?
Та же история, хороший день, планы замечательные, идёт навстречу подруга и с удивлённым лицом говорит: «Ой, а что ты с собой сделала? Постарела на 5 лет!». Видеть её больше не хочется, да и не подруга она вовсе, вычеркнуть из списка подруг её надо! Дайте ребёнку знать, что он маленький, и навсегда отобьёте желание у него общаться с вами.
Подруга не сделала нас ни моложе, ни взрослее. Она дала такие чувства. Разве нам сложно их дать ребёнку?
Свободы нет во внешнем мире. Свобода есть только внутри нас, как и счастье. Главный вопрос взрослого: «Как сделать так, чтобы дети чувствовали свободу? Для педагога: «Как сделать так, чтобы дети чувствовали свободу в школе?».
Школа – принудительный процесс по своей сути. Есть заменитель ощущения свободы – свободный выбор.
Во втором классе можно сказать детям: «Мы тут свободный народ. У нас должно быть сегодня 4 урока. Выберите, с какого начать!». Это вдохновит детей. А учителю какая разница, каким будет первый урок – рисование или математика. Но дети чувствуют свободу выбора.
А если мы начинаем первый урок так: «Математика. Открываем учебники и тетради». Тупик! Тут нет ни взросления, ни свободы.
Приведу пример. Детский сад в Грузии. Наталья помогает нам внедрять методы гуманной педагогики, она работает со взрослыми, и спрашивает, не могла бы она поработать с детьми. Я ей сказал, раз она хочет выучить грузинский, то пусть пойдёт в детский садик с просьбой к детям научить её грузинскому. Так Наталья и сделала. Возвращается и говорит: «Не представляете, у меня 60 учителей грузинского!». Никто из детей даже не думал отказаться от предложения стать учителем грузинского.
Итак, урок. 5-летний мальчик Георгий показывает Наталье, как писать букву «А». У него-то и самого получается не очень хорошо, корявенько, он это видит. Но у Натальи получается и того хуже. Видя это, Георгий приободряется и говорит: «Это потому что ты невнимательно смотришь, ещё раз показываю!».
Так Георгий за занятие с Натальей 20 раз выписывает букву «А», и у него уже самого намного лучше получается. Как вы ещё сможете убедить ребёнка по собственной воле 20 раз написать букву «А»?
Через пару месяцев Наташе задают уже домашнее задание. Она пишет сочинение «Мой день», каждому «учителю» вручает листочек с сочинением всем «учителям». Есть ли лучший способ дать детям текст, который они внимательно прочтут?
Вот как можно использовать внутренние силы ребёнка, чтобы те хотели себя развивать, мотивировали себя к любому действию, самостоятельно учились и даже требовали ещё одно домашнее задание!
Перед Наташей каждый из 60 «учителей» чувствовал себя взрослым, потому что понимал, что находится в позиции «учителя» и при этом в любой момент может отказаться быть учителем Наташи. Дети делали фантастические успехи.
Это модель ребёнка для поиска практических способов достижения согласия с детьми. Мы ищем, что движет ребёнком, пытаемся увидеть мир его глазами и учитываем его внутренние движущие силы – стремление к развитию, свободе и взрослению. Есть и другие, но этих достаточно для мотивирования детей.
Важно помнить, что данная модель зиждется на безусловной любви. Без неё, без любви учителя к детям, а детей к учителю, гуманная педагогика не состоится. Там, где дети любят своих учителей, они достигают больших академических успехов, чем там, где не любят.
За организацию ивента и приглашение редакция благодарит DEC life school.
Фото надано mOre .