Я буду читать тогда, когда я смогу читать - такими были слова моего сына.
В возрасте десяти лет, он сегодня на пороге полёта в мир слов. Его «неспособность» толком прочесть что-то скоро будет только сладким воспоминанием. Я сижу с ним, слушая, как он громко произносит слова, я вижу большое, составное слово на странице, и часть меня надеется, что он запнётся. Забавно признавать, что это всё противоречит тому, что я сама думала о чтении всего несколько лет назад. Вы видите, что переломный момент настаёт, что он уже на грани и это по-настоящему изысканное удовольствие – наблюдать, как ребёнок учится читать в своём собственном темпе.
Было время, когда слова и я были, как одна команда – мы загоняли детей в угол и атаковали их! «Видишь это слово?» - спрашивала я. – «Что оно означает?». Дети иногда поддавались моим попыткам учить их, а иногда игнорировали. А я делала всё возможное, чтобы ускорить этот процесс. Я чувствовала, что им нужно читать! Так продолжалось, пока однажды моя дочь не сказала мне:
Мама, ты не могла бы отстать от меня с чтением? Потому что мне не кажется, что ты мне помогаешь
«Ох…» - выдохнула я, а внутри подумала: но разве я не должна их учить? С ума сойти! Как ещё они научатся, если даже я не могу их научить?
В тот момент она оказалась моим лучшим учителем. Потому что потом я увидела, как она расцвела без меня. Она победила это! Ей не нужна была моя помощь. Так что мой сын именно ей обязан моим невмешательством. Обе наших девочки-близняшки теперь читают запоем, их невозможно оторвать от книг.
Я никогда не думала, что наступит время, когда глубоко в душе я буду ностальгически хотеть, чтобы мой сын не учился так быстро. Мы считаем, что наши дети научились читать в своём собственном темпе потому, что мы доверились им, поверили, что они смогут это сделать. Конечно, в течение этого времени они постоянно спрашивали нас, что означают те или иные слова, и, когда они читали слова по буквам, мы помогали. Что касается сына, то в этом процессе всегда он был лидером, а не я, даже в правописании. Он учится этому так, как он того хочет и я ему не мешаю.
Я думаю, что в школьной обстановке его отношения с чтением были бы нелегки. Когда сын ходил в школу, он чтением просто не интересовался, особенно, когда ему все вокруг говорили, что он должен. Я не уверена, что там слова стали бы его друзьями. Но теперь дверь в мир чтения открыта, и он спокойно переступает её порог своим шагом, оставляя маму позади. Его чтение вот-вот начнётся, и он вступает в него, как в мир, ключи от которого у него в руках.
Перевод Stanislav Samykin