Родительские собрания часто ненавидят и родители, и учителя. Бессмысленное сидение на стульчиках, куча информации, взрыв мозга, конфликты. Учительница начальной школы Линдси Барретт рассказывает, как можно преобразить родительское собрание и сделать его полезным и приятным для всех.
Когда я закончила бакалавриат и пришла на работу в школу, у меня было много разных идей. Но как только настало время личных встреч с родителями и родительских собраний, я поняла, что лишь немногие из моих блестящих идей имеют реальное отношение к тем, кто сидит напротив меня. Сейчас я мама четверых детей, и этот опыт вместе с педагогическим позволил мне сформулировать несколько принципов, которые помогут сделать такие встречи эффективными и приятными для всех.
Не имеет значения, какие родители собрались в классе, потратьте первые минуты на хорошее: например, расскажите о тех сильных сторонах учеников, которые вы видите в школе. Пусть это будет какая-то классная история, короткое видео или просто фотографии — это сразу придаст собранию атмосферу принятия. Учитель моего ребёнка перед собранием составлял список определений для каждого ученика. Записи о своём сыне я храню до сих пор.
Когда в начале собрания родителям говорят, какой у них серьёзный, умный, смешной и добрый ребёнок и что учитель его любит, ценит, то дальнеший разговор сразу становится более продуктивным. Вне зависимости от того, что будет его темой — успехи или борьба с чем-то, что им мешает.
Я работаю учителем, поэтому мне проще на родительских собраниях, я знаю школьную жизнь изнутри. Но в большинстве случаев родители имеют слабое представление о реальной ситуации. Я и сама мало знаю о школьной жизни своих детей. Причём можно спрашивать их, но не всегда ответы будут отражать случившееся в школе. Дети часто преувеличивают или преуменьшают события, соотнося их с собственным представлением о важности и ценности.
Более того, большинство родителей начинает разговор о школе с детьми, когда те уже собираются спать или просто отдыхают вечером. В это время сами дети воспринимают и описывают многие события драматичнее, чем было на самом деле. Давайте родителям на собрании больше дополнительной информации, не просто описывайте событие, а объясняйте его простым и понятным языком. Это не должно быть сложнее, чем описание нюансов учебного плана, пояснения по классной работе или демонстрация книги, по которой вы оценивали уровень чтения ребёнка.
Чем дольше я работаю учителем, тем проще становится мне это сделать. Родители совершенно не ждут от вас длинного списка важных дел и целей и не стоит тратить время на зачитывание сочинения ученика целиком.
Если у вас после родительского собрания садится голос, то, скорее всего, вы слишком много говорите
Конечно, у вас, как у учителя, есть уникальное видение каждого ученика, его успехов и поведения в школе. Родителям важно его услышать! Но и родителям есть что сказать о ребёнке — в самых разных контекстах. Вам должно быть важно это услышать, поэтому используйте вопросы. «Это похоже на то, как он ведёт себя в таких ситуациях дома?», «Вам кажется, что сейчас вы узнали что-то новое о своём ребёнке? Это отличается от его обычного поведения?». И дайте родителям высказаться. Разумеется, вы должны остаться модератором процесса, потому что о собственных детях можно говорить бесконечно. Следите за временем и вежливо управляйте общим разговором.
Есть такая шутка о мамах — представьте, сколько браузерных вкладок ежедневно открыто в её сознании в любое время дня. Бесконечные списки, задачи и ответственность. Причём количество таких вопросов в голове у любой женщины совершенно не зависит от того, сколько у неё детей: один или намного больше. Школа здесь — лишь одна из вкладок, лишь одна часть жизни ее ребёнка или детей. Родители одновременно озабочены и глобальным вопросами их благополучия, и маленькими повседневными задачами: от «будет ли он счастлив, когда вырастет» до «что нам приготовить сегодня на ужин». Важно об этом помнить. Лучшие родительские собрания — не глобальные, а те, которые посвящены максимально конкретным целям и задачам. В них нужно уметь включать то, что равно важно для школы и для родителя. Будьте последовательны и понятны.
Иногда, опасаясь острых реакций родителей, я заранее предупреждала их, что при личной встрече нам предстоит сложный разговор. Иногда это приводит к неожиданным результатам. Например, папа одного из моих учеников, которому, как я считала, нужно вернуться в детский сад по ряду причин, был настолько разозлён моей позицией, что отказался приходить на родительское собрание.
Желательно начинать непростой разговор только после того, как у вас с конкретным родителем установлен контакт и есть очевидное взаимопонимание. Иначе вы ничего не добьётесь. Продуманная тактика родительского собрания даёт родителям возможность посмотреть на сложные ситуации в ином ракурсе. Переходите от общего к частному, а не наоборот. Помните, когда родитель получит какую-то информацию о ребёнке, ему надо её обсудить с кем-то близким, вторым родителем или просто другом. Не торопите родителей, дайте им время.
Когда я была молодой и изрядно нервной учительницей, я однажды попыталась пошутить с одними родителями об их дочери и её склонности быть заводилой в компании других девочек. Это была неудачная попытка. Помните, что любые родители (и я сама как мама) очень уязвимы, когда сарказм или шутки касаются их детей. Та мама, о девочке которой пошутила я, в конце родительского собрания бросила мне в лицо: «Вам просто не нравится мой ребёнок!». Никакой конструктив не мог в тот момент спасти ситуацию.
Потом мы встретились ещё раз, поговорили, отношения наладились. В конце года она уже была моим союзником и даже поблагодарила за помощь дочери в школе. Наши отношения могли бы быть проще с самого начала, если бы я не сделала такой откровенно неудачный ироничный заход в беседе.
У встреч родителей и учителей есть две стороны. У учителя — масса подобных собраний, десятки учеников, их мам и пап. Для родителя всегда есть только их ребёнок или дети. Будет здорово, если мы будем одинаково лояльны к обеим сторонам.