Подростки-киберспортсмены становятся миллионерами, едва им исполнится 18, а студентам, которые занимаются киберспортом, университеты предлагают стипендии. Но родители всё равно относятся к нему с большим предубеждением и считают, что киберспорт равен компьютерным играм. Об этом и других мифах — в эфире «Радиошколы», проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва», рассказал Дмитрий Смит, президент Федерации компьютерного спорта России.
Киберспорт — это не соревнование человека с роботом или компьютером, как часто думают, а соревнование двух игроков. Оно может быть индивидуальным и командным. Компьютер выступает только в качестве спортивного инвентаря. Как доска в шахматах.
Как и любой спорт, киберспорт — это система. К соревнованиям тоже готовятся с помощью тренировок. У профессиональных команд они делятся на несколько частей. Во-первых, это теория — смотрят записи прошедших соревнований, анализируют, как играли их соперники, ищут их слабые и сильные стороны. Точно так же анализируют свои матчи. Вторая часть — это практика, когда спортсмен с тренером или партнёром оттачивает технику. У любой профессиональной команды есть и психологическая подготовка. Команда учится вовремя признавать свою вину, вести себя в стрессовой ситуации, не давать выход негативным эмоциям и поддерживать друг друга, если во время игры что-то идёт не так, а победа ускользает из рук.
Представьте себе профессиональную команду, которая участвует в соревнованиях в другом часовом поясе. Напряжённая обстановка, на кону большие деньги и престиж страны. В этой ситуации человеку нужно выложиться на сто процентов.
Ключевые матчи играются на сцене, когда вокруг много зрителей — это дополнительный стрессовый фактор. Поэтому у каждого спортсмена есть фитнес-инструктор. Физически не приспособленный к таким нагрузкам человек в любом спорте не сможет показать нормальный результат. Шахматисты долгое время не уделяли внимания физической форме, но когда они стали заниматься ею систематически, их показатели в игре улучшились до 40%.
Нужно чётко разделять: киберспорт и компьютерные игры — это не одно и то же. Главное отличие киберспорта от обычных компьютерных игр в том, что это действительно настоящий спорт, а игры здесь — всего лишь инструмент. От простого любителя поиграть в компьютерные игры спортсмена отличает то, что он постоянно участвует в соревнованиях и зарабатывает этим на жизнь.
Мы проводили исследование: ребята, которые занимаются спортом, проводят за компьютером в два раза меньше времени, чем их сверстники, хотя играют в одно и то же
Спортсмену после тренировки будет неинтересно играть с людьми не его уровня. Обычный же человек, говоря современным языком, залипает в игре на многие часы. Когда я отдавал своего сына в футбольную школу, я не думал, что он вырастет и станет Рональдо. Я хотел, чтобы он развивался. Потому что любой спорт развивает компетенции, которые помогут стать успешными в современном мире.
Абсолютное большинство киберспортивных дисциплин — командное, но даже если человек играет в индивидуальном разряде, ему необходимы навыки нахождения в социуме. Случаются нестандартные ситуации — интернет пропал, свет мигнул, игроку нужно правильно подать апелляционную жалобу, объяснить, почему он не согласен с решением судьи.
Киберспорт развивает множество социальных навыков — умение принимать решение в сжатое время и в условиях неполной информации, умение играть в команде. Умение в случае победы разделить её с командой, а в случае проигрыша — взять на себя часть вины за поражение, а не переводить стрелки на кого-то другого. Это умение искать информацию, общаться с иностранцами, знание английского языка.
Я не склонен бороться с точкой зрения, что компьютерные игры — это зло. Если человек целыми днями проводит за компьютером, из-за этого у него проблемы с учёбой, то необходимо что-то делать. Другое дело, каким способом.
Можно запрещать ребёнку находиться за компьютером больше 15 минут в день, но с возрастом этот подход всё равно перестанет работать. Родителям нужно понять, почему ребёнок выбрал такое занятие. Человек обычно бежит не куда-то, а от чего-то, так что начинать нужно с причин, а не последствий.
Если человек с головой уходит в компьютерный мир и хочет, чтобы в реальном мире его ничто и никто не беспокоил, есть смысл обратить внимание на его окружение. Такие люди были всегда. Просто сейчас они часами просиживают перед компьютером, а раньше запоем читали книги и абстрагировались от большого мира в книжном.
Читайте также:
Проблема в том, что большинство родителей считают, будто разбираются в книгах. Компьютерные игры и спорт для них — терра инкогнита. Родители легко поддаются соблазну запретить вещь, в которой они ничего не понимают. Просто так, на всякий случай.
Каждый день в мире появляется порядка 20 новых игр. Уследить за ними невозможно, но это не снимает ответственности с семьи. Родители должны сами покупать ребёнку игры. Попробуйте сами поиграть в игру, которую вы ему даёте, хотя бы в течение 20 минут или прочитайте отзывы в интернете. Установите родительский контроль на компьютере, чтобы ребёнок не мог устанавливать игрушки без вашего ведома. Правда, хитрые игроделы научились обходить ограничения и предлагают игры, в которые можно играть прямо в браузере.
Лёгкие браузерные игрушки, на мой взгляд, вообще самые вредные. Ребята заходят в них, как только появляется свободная минутка, но, по сути, они ничему здесь не учатся
Такая игра — суррогат, который нужен только для того, чтобы выманивать у человека деньги и время. Я с огромной опаской отношусь к многопользовательским онлайн-играм. Они симулируют целый мир и затягивают детей своей простотой. Все механизмы этой игры работают на то, чтобы удержать человека как можно дольше. Если у него нет никаких серьёзных якорей в реальности, общество его потеряет.
Для ребёнка, который проводит много времени за компьютером, киберспорт — это выход. Спросите, не хочет ли он попробовать посоревноваться в любимой игре с другими, проверить, насколько он хорош? Это вызов, не каждый ребёнок будет готов его принять.
Нужно позволять ребёнку совершать лёгкие ошибки, чтобы он мог учиться на них. Компьютерный спорт для этого — отличное пространство. Но он не должен идти по этому пути один, родителям придётся разделить с ребёнком все победы и поражения.
Есть миф, что от киберспорта падает зрение. Профессиональные спортсмены, наоборот, берегут своё зрение: это инструмент, с помощью которого они зарабатывают деньги. Приведу пример: мне 41 год, 35 лет жизни я провёл перед компьютером, но я до сих пор обхожусь без очков и линз. В любой деятельности нужно понимать основы безопасности, которые уберегут вас от вреда. Мой отец, например, в шесть лет научил меня простой гимнастике для глаз.
Профессиональные спортсмены старательно обустраивают своё рабочее место: выбирают монитор с правильной диагональю, подбирают спортивное кресло, которые учитывает особенности фигуры, и мышки, которые подходят под руку игрока. Можно даже подобрать мышку с грузилом, чтобы она была комфортна. Приведу аналогию: когда человек приходит играть в гольф, у него в сумке лежит множество клюшек на самые разные случаи. Обывателю это может показаться странным.
В целом киберспорт гораздо менее травмоопасен, чем другие виды спорта, например, фигурное катание. Он достаточно инклюзивен. Даже ребята с особенностями физиологического развития могут полноценно участвовать в общих соревнованиях и быть в команде с теми, у кого нет никаких сложностей в развитии. Противопоказания зависят от конкретных дисциплин. К определённым играм не допустят человека, у которого есть предрасположенность к агрессии или эпилепсии, потому что частная смена картинок может вызвать припадок.
Самая популярная игра в российском киберспорте — это Dota2. В ней соревнуются в командах по пять человек. Игра длится около часа и включает предыгровую подготовку, где ребята подбирают себе персонажей, которые смогут успешно противостоять соперникам.
Её часто обвиняют в жестокости и насилии. Да, Dota — игра с фантазийными персонажами, которые насылают друг на друга заклинания и бьют мечами по голове. Но, во-первых, всё это идёт не от первого лица, а трёхмерно, — выглядит как обычный мультфильм. Во-вторых, для профессионального киберспортсмена эти визуальные детали не имеют значения.
Он воспринимает свой персонаж как набор цифр и функций — сколько у него жизней, оружия, навыков, эффектов. В каждой графической игре можно выставить минимальные визуальные настройки, большинство профессиональных игроков делает именно так: им важна информация, а не красота.
В каких ещё играх могут соревноваться киберспортсмены?
Соревновательные головоломки — логические игры с использованием карточек, где нужно сформировать стартовую позицию, а потом максимально хорошо её реализовать. Задача игрока здесь — ввести соперника в заблуждение и перехитрить его. Стратегии реального времени. Игрок развивает три направления: экономическое, научное и военное. Сочетая все три или отдавая предпочтение одному, игрок должен победить своего соперника. Ему нужно как можно скорее понять, как будет действовать соперник: например, использовать так называемый туман войны, чтобы закрыть карту и не дать ему увидеть, чем вы занимаетесь. Спортивные симуляторы, например, хоккей. В интуитивно понятную игру соревнуются с помощью джойстиков. Технические симуляторы, например, симулятор гонок. Игрок садится в специальное кресло, у него есть такие же руль и педаль, как в гоночном автомобиле, и большой монитор, чтобы следить за игрой.Порог вхождения в киберспорт низкий. Компьютер сегодня есть у каждого, всё остальное зависит от намерений игрока. Полный комплекс оборудования для начинающего геймера, который настроен серьёзно, обходится, как правило, в 1000 долларов. То же самое и в обычном спорте: если вы начинаете бегать профессионально, вам нужны специальные кроссовки, чтобы не испортить себе колени. Если мы говорим о топовых спортсменах, то они, конечно, тратят на оборудование заоблачные суммы.
Как зарабатывают киберспортсмены? Во-первых, они получают зарплату за контракт с командой, за которую выступают. Во-вторых, они получают призовые. Чем серьёзнее соревнования, тем они больше. Выигрыш может превышать миллион долларов. Есть стриминговая платформа, где геймеры могут устраивать трансляции своих игр и тренировок. Платформа предлагает им интегрировать рекламу в видео и платить за просмотры. Киберспортсмены могут получать деньги и за рекламные кампании.
В соревнованиях Федерации киберспорта России можно участвовать с 14 лет. Что касается «пенсионного» возраста, то здесь всё индивидуально для конкретной дисциплины. В стратегиях реального времени спортивная старость наступает примерно в 24 года, потому что руки уже не успевают за головой — крайне неприятное чувство. В соревновательных головоломках иногда вполне успешно выступают люди 50-55 лет.
Компьютерный спорт очень молодой. Наша Федерация получила аккредитацию только в прошлом году, с точки зрения законодательства эта сфера ещё не до конца урегулирована. Поэтому официальных секций, как по футболу или хоккею, пока не существует. Но мы уже проводили двухмесячные секции по обучению игре в Dota. Сейчас с этой программой мы проходим все необходимые инстанции, чтобы передать её во все регионы страны как рекомендованную для обучения в секциях по киберспорту.