Психолог Леля Тарасевич о школьных трудностях, с которыми сталкиваются высокочувствительные дети (ВЧД) и их родители, касающиеся чаще всего адаптации к школе и самого учебного процесса.
Давайте разбираться по мере поступления проблем.
Итак, выбор школы и привыкание к ней. Очень близкая мне тема, ведь моему высокочувствительному сыну в следующем году предстоит выпускной в детском саду и освоение новой социальной роли — роли первоклассника. Волнительно, не правда ли?
Но еще волнительнее начало школьной жизни будет для ребенка, ведь для ВЧД это более сильный стресс, чем для других детей.
1. Очень важно проследить за тем, чтобы начало школы не накладывалось на другие стрессовые для ребенка события: например, переезд, рождение следующего ребенка (если это возможно планировать в вашей семье) и прочие изменения.
2. Советовать ли вам домашнее обучение или альтернативные школы? Это в большей степени зависит от ребенка, финансовых и временных возможностей родителей, их душевного ресурса, и поэтому решение остается за вами. В любом случае я бы порекомендовала особое внимание уделить выбору учителя, который на некоторое время станет для вашего малыша самым авторитетным человеком: «потому что папа так сказал» вдруг изменится на «потому что Марьванна так считает». И теперь вам надо тщательнее выбирать Марьванну исходя из того, что именно она будет считать.
3. Здорово, если вместе с ребенком в первый класс пойдет его закадычный друг или подруга. «Охмуряйте» будущего одноклассника и его родителей особенно искусно и заранее, ведь тем самым вы помогаете своему ребенку адаптироваться к школе.
4. Начинайте «продавать» школу тоже заранее: рассказывайте, какие плюшки ребенок там получит и какие бонусы сулит новая роль. Портфель как у взрослого, общение с друзьями, форма, как у той девочки, что мы видели… Почувствуйте себя крутым маркетологом!
5. Однако проговорить возможные трудности тоже надо, ведь ВЧД необходимо время, чтобы осознать их и подготовиться к ним.
6. В первое время максимально разгружайте ребенка: минимум балетов и спортивных гимнастик, шахмат и театральных кружков. От походов в театры, цирки и прочие гости лучше отказаться. И если есть возможность, прогуливайте школу раз в неделю — кажется, записки от родителей еще никто не отменял?
И вот ребенок уже окончил первый класс, второй, подружился с ребятами, привык к учителю, и вы вдруг столкнулись с проблемами в обучении.
Как правило, ВЧД учатся хорошо, ведут себя прилично и не доставляют проблем педагогам и родителям за счет своей высокой организации и умения следовать правилам, соблюдать границы. «Легко вам говорить, у вас идеальный ребенок», — машут руками родители других детей.
Однако в таком случае нужно внимательно отнестись, какой ценой ваш «идеальный ребенок» добивается хороших результатов. Ведь порой (точнее, довольно часто) наши высокочувствительные дети становятся перфекционистами: сутками просиживают за учебниками и заполняют учебой все свободное пространство, боясь допустить ошибку или не выучить правило. И как бы ни было приятно получать положительные отзывы на родительских собраниях в конце четверти, очень важно остановить ВЧР в его перфекционистском рвении.
Как это сделать?
• Говорить о балансе, расстановке приоритетов и жизни вне школы.
• Рассказать, как вы сбегали с уроков, и устроить ему такой же интересный «побег».
• Отговорить сделать домашку и пойти всем вместе есть мороженое в парк и кататься на карусели до ночи.
Это страшно делать, но «если мы сейчас не услышим первого соловья, то опоздаем на всю весну».
Однако не все ВЧД становятся отличниками. Как и другие дети, они разные по характеру, личным особенностям, и успехи в школе у них тоже неодинаковые. Здесь самое главное:
• Установить причину неудач. Прямой разговор не всегда поможет, хотя попробовать не помешает. Если не сработало, переходите к плану Б — наблюдайте.
• Если ребенку скучно учиться, что является самой распространенной причиной, то вы с легкостью поможете ему, окунувшись с головой в учебный процесс и расцвечивая школьные предметы новыми красками. Историю почитать в художественной книжке. Дополнить контурные карты путешествиями. Ставить дома физические или химические опыты. Собирать гербарии, посещать музеи. Да мало ли на что способна ваша фантазия!
• Другой, более глубокой причиной может стать страх неудачи. Знаете, такая защитная реакция на критику или стыд… Мол, если я что-то делал и не получилось, то я «сам дурак». А если не делал и не получилось, так это я ж и говорю — не делал. Здесь тоже помогает вовлеченность родителей, но более длительная, аккуратная. Поднимать самооценку пункт за пунктом, осваивать предмет один за другим, вместе, по шажочку. Не волнуйтесь, что остальные дети учатся сами, а вы «воспитываете такого несамостоятельного ребенка». Вашему просто нужно чуть больше места для разгона. Он немного потеряет на старте, зато потом поедет сам и быстро. И неизвестно еще, кто на финише окажется первым!
Конечно, эти рекомендации экологичны и не повредят всем детям, просто для ВЧД они могут оказаться более важными, так что просто обратите на них чуть более пристальное внимание.
Удачи со школой!