В отличие от многих коллег, учительница английского языка из Красноярска Нина Карсакова на первом уроке велела подросткам убрать учебники и достать телефоны. Дело в том, что домашнее задание её одиннадцатиклассники выполняют через инстаграм. Учительница рассказала «Мелу» о своём подходе и о том, почему не будет выкладывать в сеть фотографии в купальнике.
В прошлом году я нашла несколько курсов по английскому языку, которые размещали задания в инстаграме и вотсапе. Мне стало интересно, я оплатила одну такую программу и всё лето занималась. Тогда мне пришла в голову мысль, почему бы не сделать такую же страницу для изучения языка в соцсети со своими учениками.
Соцсети и интернет давно стали частью привычной жизни современных детей. 11 класс приходит на урок, держа в руках телефон, и уходит с него так же. Они просыпаются и засыпают вместе с ним. Даже и у нас, хоть мы и относимся к другому поколению, чешутся руки, если мы час не проверяем сообщения или новости.
Жизнь у нас загруженная, ребята после школы практически всегда бегут на дополнительные занятия.
У них мало времени для работы дома, а вот уделить заданию, например, 10-15 минут в общественном транспорте — это удобно
Я ставила перед собой разноплановые задачи — развивать их интерес к языку, быть в зоне доступа, создавать такие условия, чтобы ребята вновь и вновь возвращались к этой странице и занимались системно.
Нина КарсаковаЯ работаю ещё со вторыми и третьими классами, но считаю, что мою идею надо реализовывать именно в старшей школе. Далеко не у всех маленьких детей есть гаджеты, которыми они могут пользоваться в течение дня. К тому же, в инстаграме много информации, которую дети в этом возрасте не должны видеть. Старшеклассники уже, по большому счёту, понимают, что можно, а что нельзя.
Когда на первом уроке я попросила детей убрать учебники и зайти в инстаграм, они удивились. Предыдущий учитель не разрешала им пользоваться телефоном. Наверное, не зря: дети пользуются электронными переводчиками. Но я рассказала им об электронных словарях — вот ими пользоваться не запрещаю.
Ребята предполагали, что я дам им ссылку на свою личную страницу, но для работы я завела отдельную образовательную. В первом посте было приветствие и мотивирующее задание, которое сводилось к мысли, что они могут больше, чем сами полагают.
У нас есть договорённость — за пять качественных ответов на задания в инстаграме ребята получают оценку в журнал. Каждую неделю я выкладываю от одного до трёх постов. Даже ребята, которые никогда не делали домашнюю работу, стали выполнять эти задания.
Они бывают разные: где-то нужно написать одно слово, где-то — составить несколько предложений с новой лексикой. Всегда есть видеоролик, чтобы дети тренировались воспринимать английскую речь на слух. Дальше всё зависит от ученика: кто-то составит предложение из трёх слов, а кто-то посидит, помучается со словарём минут 20. Аудирование, наверное, — самое сложное задание. Я предлагаю им прослушивать запись до десяти раз, но не сразу, а возвращаясь к ней спустя время. Это удобно делать, когда они, например, ждут урок или едут в автобусе.
Конечно, они могут выбирать то, что им удобнее: у меня есть два ученика, у которых вообще нет аккаунта в инстаграме, и этих заданий они не делают. Но всю информацию они получают через электронный журнал, включая видеоматериал. Ребята, которые собираются сдавать ЕГЭ, выполняют всю домашнюю работу, пишут эссе и инстаграм не оставляют без внимания. Остальные могут просто пролайкать.
Как отреагировали родители, я толком даже не знаю. Я не спрашивала, будут ли они против, если их дети станут делать домашнюю работу в инстаграме
Не знаю, правильно это или нет, но я понимала, что дети всё равно живут в социальных сетях, и это можно использовать. Правда, одна ученица мне рассказала, что её мама вместе с ней просматривает страницу и выполняет задания, потому что ей интересно.
Удивляться дети перестали, наверное, во второй четверти. Они хорошо реагируют на сторис и даже ждут, когда появятся новые посты. Не думаю, что им это надоест. Они уже привыкли, что каждый урок начинается с вопроса, сделали ли они что-то в инстаграме и не нужна ли им помощь с этими заданиями.
Читайте также:
Почему урок английского нельзя начинать с Present Perfect (и сперва надо выучить с детьми алфавит)
Мне кажется, детям может это наскучить, только когда на горизонте появится новая технология. Пока инстаграм — самая удобная и популярная социальная сеть, если верить подросткам, с которыми я разговаривала, когда начинала этот проект.
Мне удобнее проверять комментарии в инстаграме, чем тетрадки. Хотя без тетрадей, конечно, тоже не обходится, проверяю и их. Но с появлением инстаграма я перестала носить каждый день огромную кипу тетрадей, когда мне нужно проверить всего пару предложений. Я отмечаю ошибки, если они есть, в комментариях под ответами учеников.
По-моему, отношение к гаджетам в школе зависит от возраста преподавателя, от его гибкости и жизни в ногу со временем. Мне это комфортно, как и ребятам. Людям старшего возраста приходится тратить время, чтобы разобраться в технологии, писать посты, отслеживать комментарии, отвечать на них. Я же могу это делать в любое время — в ожидании следующего урока или в общественном транспорте по дороге, за просмотром телевизора или даже играя с собственными детьми. Они возятся около меня, рисуют, а я пишу пост. Отклик ребят подстёгивает: мне интересно, как они отреагируют.
Образовательную страницу по их просьбе я сделала закрытой. Почему — не знаю, не стала вдаваться в подробности
Возможно, они переживают, что допустят ошибку в ответе, а кто-то это увидит. Несколько человек из второй группы по английскому языку в этом классе тоже к нам добавились, их учитель доброжелательно к этому относится.
У меня есть личная страница, и ребята иногда на неё заходят, но они не подписаны на неё. Наверное, это просто человеческий, естественный интерес к тому, где мы живём, есть ли у нас дети, какой у нас досуг. В принципе, они могут это узнать, если хотят, моя страница открыта.
Соцсети — это обыденность, и то, что учителя ими пользуются — это нормально. Но не нужно забывать про нормы морали. Если я занимаюсь моржеванием, то я не выкладываю фотографию, где стою в реке. Вместо этого я сниму красивый вид, выберу такой ракурс фото, который не будет меня компрометировать, выложу его и подпишу, что сегодня я плавала в ледяной воде, к примеру.
Как я не имею права прийти в школу в купальнике или шортах, так и в соцсетях я не должна выкладывать фотографии, которые эти нормы могут нарушать. Всё-таки соцсети — это публичное пространство, и всё, что в него попадает, рассматривается под микроскопом, если только моя страница не закрыта от всех, кроме друзей и семьи.