«Индивидуальный подход», «индивидуализация обучения», «персонализация обучения» – это те словосочетания, которые мы встречаем в образовательной среде все чаще и чаще. Школы говорят об индивидуальном подходе в обучении детей. Курсы и школы иностранных языков гарантируют индивидуализацию учебного процесса. Внешкольные образовательные учреждения также не отстают. При этом каждый потребитель и учебное заведение могут подразумевать под этим абсолютно разные понятия.
Как убедиться в том, что индивидуальный подход действительно эффективно используется в учебном учреждении? Как он может работать в обучении групп детей и взрослых? Какая разница между индивидуализацией обучения и индивидуальными занятиями?
Для ответа на эти вопросы, давайте внимательно рассмотрим, что же на самом деле предполагает индивидуальный подход в обучении. Мой личный опыт работы в школе DEC life school с индивидуальными учебными планами детей и анализ существующих определений этого понятия (их можно найти более 10 в разных источниках), позволяет мне определить «индивидуальный подход в обучении» как комплекс методик, форм, содержания и темпа обучения, который основан на способностях, интересах, потребностях, характере, сильных сторонах и зонах развития каждого ученика.
Преимущество 1. Движение в своем темпе и прохождение учеником тех тем, которые для него актуальны. Все мы учимся по-разному. Кому-то нужен год, чтобы выучить таблицу умножения, а кому-то – два. Кто-то умеет читать в 6 лет, а кто-то приобретает это умение только в 7. И это нормально. Индивидуальный подход позволяет каждому ребенку или взрослому продвигаться в своем темпе, усваивать знания и развивать навыки, нужные ученику в данный момент.
Преимущество 2. Увеличение мотивации. Когда я прихожу на занятие, на котором, например, я должна по программе выучить то, что я уже хорошо знаю, то лично для меня эффективность такого времяпровождения не высока. Безусловно польза есть всегда. Но с помощью методов индивидуального подхода в обучении, я бы могла извлечь в 2-3 раза больше пользы. Так, чувствуя свою эффективность, продуктивность и результативность, мое желание учиться и двигаться дальше будет только расти.
Преимущество 3. Формирование умения учиться. Думаю, многие знакомы со статистикой завершения обучения на онлайн-курсах: из 100% пользователей, начинающих онлайн-курс, только 4-7% завершают его. Это говорит о том, что мы не умеем учиться самостоятельно, без контроля извне, без сопровождения учителя. А ведь умение самостоятельно учиться – это ценнейший навык уже даже не будущего, а настоящего. С помощью инструментов индивидуального подхода к обучению ученик становится со временем и практикой все более независимым, чувствует себя уверенно в учебном процессе. Он начинает понимать, как построить процесс обучения и как мониторить свой прогресс. Так он приобретает навык завершать начатое, что особенно сложно дается многим.
Для успешного процесса обучения с индивидуальным подходом необходимы следующие элементы:
Целеполагание и рефлексия. Важно учиться ставить цели, отслеживать свое движение к ним, анализировать успехи и неудачи, делать выводы. Гибкое расписание, формы и методы обучения. Мы все воспринимаем информацию по-разному, с разным темпом и интенсивностью. Разнообразие методов и форм помогает каждому ученику группы извлекать максимальную выгоду из процесса для себя. IT – инструменты. В современном мире технологий существует громадное количество инструментов, которые обрабатывают большие массивы данных, помогают фиксировать планы, целы, отслеживать прогресс. В индивидуальном подходе использование таких инструментов – это “must”. Индивидуальный маршрут или плейлист. Каждый ученик должен понимать и визуализировать то, чему и как он обучается. Учитель, ученик и его родители обычно совместно составляют тот путь, который соответствует потребностям, интересам и способностям ребенка. Зафиксировать и отслеживать движение по маршруту также помогают IT-решения. Самооценивание. Как понять, что я развиваюсь и прогрессирую? Иду ли я к своей цели? Часто в обучении мы получаем оценку из вне, которая не всегда информативна. Что значит 8 баллов за контрольную по математике? Задайте этот вопрос своему ребенку. Какие ошибки были допущены? Что было выполнено верно? На что следует обратить внимание в будущем? В большинстве случаев он ответит, что не знает. Анализ и понимание своих успехов и неудач – это двигатель процесса обучения. Поэтому важно развивать этот навык с самого детства. Адаптивное зонирование пространства. Это ответ на вопрос «Как группа детей, находясь в одном пространстве, может двигаться по индивидуальным маршрутам обучения?». Таким образом, сегодня индивидуализация обучения не только возможна, но и очень эффективна при работе с группой учеников.Эффективно работающая методика индивидуального подхода в обучении предполагает обязательное наличие этих шести элементов.
Убедитесь, что школа или курсы, которые вы рассматриваете для своего ребенка, действительно предлагает индивидуальный подход в обучении. Поэтому обязательно задайте менеджерам учебного заведения вопрос: «Что предполагает (означает) индивидуальный подход у вас?» и пройдитесь по предложенному выше чек-листу.