Мы много лет слышим, как бизнес жалуется, что украинская система высшего образования устарела, а выпускников приходится переучивать. С другой стороны, мы слышим студентов, которые сетуют, что сложно найти работу по профилю без опыта работы. Но откуда же ему взяться у выпускника?
Реформа образования потребует много усилий и времени, но есть то, что мы можем сделать уже сегодня. Бизнес серьезно влияет на качество образования выпускников, благодаря организации и поддержке студенческих конкурсов. Как это выглядит на примере конкурса, который Ассоциация инвестиционных профессионалов CFA Society Ukraine проводит уже почти 10 лет.
Каждую осень мы приглашаем экономические факультеты украинских университетов сформировать команды студентов для участия в CFA Institute Research Challenge. Это международный студенческий конкурс, в котором принимают участие более 6 тыс. студентов из свыше 1 тыс. университетов 95 стран мира. Обычно более 20 украинских вузов откликаются на эту инициативу и присылают даже по несколько команд. Мы проводим две встречи с командами. На первой мы знакомим их с заданием конкурса, которое заключается в проведении инвестиционного анализа публичной компании. Например, в последнем конкурсе, такой компанией была корпорация Nestle, в прошлом году — Luxoft. Далее даем рекомендации по методологии проведения анализа, что позволяет студентам вычленить из уже полученных в университете знаний те, которые им пригодятся конкретно для такой работы и узнать, что им еще нужно изучить. Но чтобы это задание не было для них сухой теорией, к каждой команде прикрепляется ментор: человек из бизнеса, профессионал в инвестиционном анализе.
На протяжении двух месяцев студенты изучают информацию о компании-предмете исследования и в итоге они должны подготовить рекомендацию для потенциальных инвесторов — покупать или продавать акции этой компании. Результат их работы оценивают грейдеры — такие же люди из бизнеса, как и менторы. Они отбирают лучшие команды для участия в финале конкурса — второй встрече в рамках конкурса, где студенты должны кроме знаний продемонстрировать навыки работы в команде. Жюри конкурса (люди из реального бизнеса) оценивает глубину анализа и мастерство выступления. Члены жюри оценивают презентацию также же серьезно, как если бы эти студенты были их сотрудниками. И надо отдать должное молодому поколению финансистов — они умеют скрупулезно готовиться.
После объявления победителей, конкурс не заканчивается. Две команды-финалистов отправились на следующий уровень конкурса — финал региона ЕМЕА, где они соперничали со студентами из 40 стран Европы, Среднего Востока и Африки. Это очень серьезные конкуренты, ведь в Европе много университетов с мировым признанием. В этом году наши студенты вошли в группу сильнейших, а в 2015 году команде Киевского Национального Университета им. Вадима Гетьмана удалось там победить и потом поучаствовать во всемирном финале. И хоть тогда команда не выиграла, но она вошла в четверку сильнейших в мире. Это свидетельствует о том, что украинские экономические вузы все же выпускают студентов, чьи знания востребованы в мире, но им нужно немного помочь.
Конкурсы для студентов при участии бизнеса — это win-win путь к качественному высшему образованию. Студенты на таком конкурсе получают нужные знания и реальный опыт, а бизнес — квалифицированное молодое поколение профессионалов. Студенты могут смело записывать участие в таких соревнованиях в свои резюме в раздел "Опыт работы по специальности" и это будет его серьезным преимуществом. У нас в Ассоциации CFA Society Ukraine накопилось уже множество историй, когда работодатели буквально выстраивались в очередь с предложениями для студентов-финалистов конкурса CFA Institute Research Challenge. Многие консалтинговые компании предлагают собственные конкурсы на тему близкую их роду деятельности, что подтверждает эффективность этой практики. Но нам нужно больше подобных инициатив в других профессиональных сферах, чтобы у студентов разных экономических специальностей была возможность раскрыть свой талант.