Сколько стоит школа? Можно ли построить недорогую школу с качественным образовательным процессом? Что влияет на цену обучения? Как управлять затратами школы?
Среди моих друзей очень много тех, кто мечтает создать школу для своих детей. Но сомневаются – смогут ли справиться с организацией и главное – с экономикой школы.
Стоимость обучения в государственной и частной школе отличается существенно. Это около 15 тыс. грн/год и от 100 тыс. грн/год соответственно.
Примерно 60-80% затрат составляют 1) аренда помещения с коммунальными и 2) подготовка и зарплата учителей.
Поскольку частные школы организуют малочисленные классы (8-12 человек), это удорожает процесс. Кружки и студии, которые подразумеваются в "школе полного дня" также влияют на себестоимость в сторону повышения.
Много альтернативных школ имеют малокомплектные старшие классы (по 4-8 учеников), поэтому содержание своих предметников нерентабельно, а "приходящие" учителя слишком непредсказуемы.
Стоимость частных школ невероятно высокая. Но спрос превышает предложение. Попробуйте устроиться в частную школу, это не так уж и просто.
Завершает картину высокой стоимости низкая эффективность образовательного процесса. Детей очень трудно "заставить" учиться, еще труднее "увлечь". Можно ли решить проблему системно?
Можно. Создавая небольшие инновационные школы "возле дома":
1) минимизируя аренду и коммунальные (в государственных школах аренда не платится) через переговоры с территориальной громадой и застройщиками;
2) принципиально изменив механику обучения, введя персональные образовательные траектории и принцип самоучения. Нужны реальные инновации процесса учения, на смену руководящим и направляющим учителям должны прийти тьюторы-коучи;
3) начинать надо с младшей школы и "нулевки" (1-4 класс), здесь механика проще (1 группа – 1 учитель), поэтому легче построить рентабельную экономическую модель. Для средней и старшей школы нужна своя механика образовательного процесса.
Такую концепцию я называю "Открытой школой". В ней открытый код и она способна настраиваться на ребенка. Количество учеников в такой школе – 50-80. Располагается в уютном помещении на 300-450 квадратных метрах с собственным двориком-площадкой в жилом квартале или коттеджном городке.
В первой половине дня – занятия по программе НУШ, во второй – студии и проекты. Среда и суббота – дни свободного посещения и выездные дни – "город как школа". В прайм-тайм (16-19) школа открывает двери для внешних клиентов – в кружки могут приходить другие дети. По воскресеньям в школе проходят тренинги и семинары (как для детей, так и для взрослых). На каникулах здесь организовывается дневной проектный лагерь.
Можно активно задействовать внешнюю доступную инфраструктуру района (спортзал, бассейн, библиотеки, детские городки, площадки для прогулок).
К созданию таких школ и детской инфраструктуры нужно привлекать застройщиков и территориальные громады. Молодые семьи охотнее селятся в местах, где есть перспектива для развития и обучения детей.
Школа принципиально открыта (прозрачна) для родителей. Родители являются заказчиками образования, активно участвуют в постановке целей и процессе образования – 1-2 дня в месяц привносят в школу свою энергию. Это даст возможность увидеть жизнь и быт школы изнутри, перейти от роли "я плачу деньги", в роль "я СОзидаю школу для своих детей". Родители получают много обратной связи о своих детях, консультации и помощь в их воспитании.
Открытая школа – это комплекс готовых решений для:
Сйчас я тестирую экономическую модель такой школы.
В основе расчета – прогнозируемый поток детей и площадь помещения для школы.
Мы можем посчитать вашу мечту вместе.