Многие дети, страдающие от депрессии, тревожного расстройства, СДВГ, дислексии и расстройств аутического спектра, на первый взгляд кажутся абсолютно обычными. Симптомы их заболеваний часто списывают на дурной характер или ошибки воспитания. Но все не так просто. Джейми Ингледью, чья дочь страдает от психического расстройства, считает, что все родители таких детей хотели бы, чтобы остальные знали эти 10 фактов.
Изо дня в день наши дети борются с такими трудностями, которые сложно даже представить, и это очень изнуряет. Им сложно постоянно поддерживать правильный настрой в школе, они все время пытаются компенсировать свое заболевание и казаться «нормальными». И когда они приходят домой, у них просто уже нет сил. И они могут сорваться.
Пожалуйста, не говорите нам «нужно просто сделать вот это» и «вашему ребенку нужно всего лишь попробовать то-то». Думаете, мы еще не перепробовали все на свете? Мы рассмотрели все возможные варианты и постоянно думаем о том, что наш ребенок живет не так, как ему хотелось бы, и ищем любую возможность это исправить.
А еще нам часто не доверяют учителя, врачи, завучи. Нам приходится бороться за каждую справку, страховку, абсолютно за все.
Ни один родитель не может относиться легко к решению посадить своего ребенка на препараты, особенно на стимуляторы, которые, по сути, являются регулирующими веществами. Мы делаем это не для того, чтобы найти «простой способ». Каждый месяц откладывать деньги, ходить в аптеку и заставлять своего ребенка глотать таблетки совсем не просто. Мы много советовались с педагогами и врачами, делали миллион анализов, заполняли всевозможные бланки и все равно не спим ночами, сомневаясь, правильно ли мы поступили.
Ребенок с расстройством аутического спектра не обязательно будет есть, если он проголодался. Ребенок с тревожным расстройством может и не научиться на своей ошибке, если забыл взять тетрадь в школу. Вместо этого он, скорее всего, почувствует себя еще неувереннее и просто сдастся, карая себя за неудачи.
Попытки воспитывать ребенка в подобном духе приведут к повышению тревожности, замкнутости и срыву. Выстраивать границы очень важно, но ожидать, что дети изменят свое поведение просто потому что мы посадим их под домашний арест — значит абсолютно не понимать суть проблемы.
Очень много усилий уходит на то, чтобы натренировать мозг ребенка справляться с его состояниями. Это могут быть сеансы когнитивной терапии и попытки научить его переживать приступы тревожности и депрессивные эпизоды.
Скорее всего, это происходит потому что мы не можем заставить своего ребенка выйти из комнаты или пойти в душ и одеться. Мы можем потратить полчаса на то, чтобы вывести его из состояния панической атаки, а после этого нам нужно самим 5 минут на то, чтобы поплакать в машине и потом привести себя в порядок. Иногда мы не идем на мероприятие просто потому что это требует усилий, а мы и так уже на грани. Но мы не хотим вас игнорировать.
Мы не можем взять и нанять няню, отдать ребенка в лагерь, записать на кружок или дать ему больше свободы в подростковом возрасте. Это не прекращается и мы просто постоянно ждем, когда же случится очередной срыв.
Нам сложно говорить с другими родителями о наших детях и их достижениях. «Фамилия вашего ребенка появилась на доске почета? Здорово, а мой просто не убил себя. Ура!» — так себе диалог.
И это разбивает нам сердце.
Поэтому пожалуйста, когда осуждающий голос в голове начинает говорить вам, что родители в наши дни не умеют следить за своими детьми, — просто остановитесь и подумайте. Пусть более добрый голос напомнит вам, что вы не знаете, что происходит в жизни других людей и с чем им приходится бороться. Возможно, они делают все возможное. Мы несем очень тяжелую ношу и нам нужна поддержка, а не дополнительный груз осуждения.