В этой статье мы не будем разбирать плюсы и минусы альтернативного образования; не станем убеждать, что оно одинаково хорошо для всех; не примемся расхваливать уже существующие альтернативные учреждения. Мы расскажем о знаковых событиях в этой сфере, которые недавно состоялись, а также о тех важнейших мероприятиях, которые пройдут в ближайшем будущем; попробуем сравнить состояние дел альтернативного образования в Днепре и Запорожье, расскажем о ценах и миссиях альтернативных школ.
На минувших выходных 18-19 мая состоялось сразу два интересных события в сфере альтернативного образования.
Там, в непринужденной атмосфере кемпинг-парка «Метеорит» прошла выставка частных и альтернативных школ Днепра. Идея выставки родилась у Марины Колесник – активистки, которая участвует в образовательных мероприятиях и конференциях, проводит родительские клубы. Когда она заметила, что к ней все чаще стали обращаться с просьбой посоветовать школу, пришло решение организовать мероприятие, где будут представлены все частные и альтернативные школы и они сами про себя смогут рассказать всем интересующимся.
Формат был выбран очень удачно. Несколько локаций – столы с информацией и стендами от каждой школы, 2 потока лекций с выступлениями представителей школ, детских психологов, родителей детей на домашнем обучении, детская зона.
Говорили о сложностях и возможностях хоумскулинга; о том, как поступать, если ни одна школа не подходит; к чему на самом деле надо готовить ребёнка, который идёт в школу; вызовах современности; об обучении в путешествиях…
Посетив это мероприятие и пообщавшись с создателями учебных заведений, стало понятно насколько Запорожье отстает в этом смысле. Например, по состоянию на 2019-20 гг список днепровских школ, в которых практикуется иная подача образовательной программы, устройство и распорядок учебного дня в целом, включает около 15 заведений, не считая дистанционных и онлайн школ. В Запорожье же набирается от силы три альтернативных школы и несколько частных. Даже с учетом того, что Запорожье меньше Днепра- этот показатель все равно очень низок.
Все альтернативные учреждения в Украине отличаются не только от привычных нам государственных систем, но и разнятся между собой: одни по принципу Монтессори, другие – вальдорфскому, третьи – исповедуют демократическое образование по примеру известнейшей школы «Summerhill» и т.д. Далеко не у всех есть государственная лицензия, но это ни для кого не является проблемой- ни для преподавателей, ни для родителей, ни, конечно же, для самих учеников. Все учащиеся прикреплены к одной из городских школ на экстернатную форму обучения. Контрольные работы и экзамены официально сдаются в государственной школе в общепринятом формате. А вот уже форма и организация самого процесса обучения в течение учебного года – дело исключительно создателей альтернативной школы.
Миссия и цель у всех приблизительно одинаковая, способы реализации – разные. Все сходятся в том, что ребенок- отдельная личность, с индивидуальными интересами, потребностями, особенностью усвоения информации. В современной концепции VUCA мира – стиль и форма подачи информации в наших государственных учреждениях безнадежно устарел: мир, который в последнее десятилетие характеризуется неустойчивостью, неопределенностью, изменчивостью, подвижностью и неоднозначностью требует новых, нестандартных подходов. Наши дети другие, а система образования- старая, если не сказать древняя. Именно поэтому в Украине появляется все больше альтернативных детских садов и школ. В них применяется личностно-деятельный подход, когда учебная программа строится исходя из интересов конкретного ребенка. В некоторых школах на одном общем уроке – каждый ребенок может заниматься своим отдельным видом деятельности или проходить тему в своем темпе. В некоторых заведениях учебная программа на неделю и день, ее почасовое распределение и общее наполнение дня может обговариваться на общешкольном собрании, которое является традиционным местом сбора и высказывания мнений. А слово ребенка – здесь имеет ценность. Не последнее место отводится системно-функциональному анализу, формированию восприятия мира как общей, единой системы, в которой все знания и области взаимосвязаны. И соответственно учебный процесс часто не выглядит как череда разрозненных занятий. На одном уроке можно изучить какое-либо природное явление, погрузившись в химию, физику, биологию и географию, одновременно.
Инициативные родители и педагоги изо всех сил стараются создавать среду, где взрослый прав не по умолчанию, а потому что может доступно аргументировать свою позицию; где ребенок не боится высказывать свою точку зрения, даже если она отличается от общепринятой; где дети имеют возможность общаться в разновозрастной среде ( в альтернативных школах часто проводятся совместные уроки и проекты для учеников всех классов и старшие могут выступать наставниками для младших); где ребенок сам определяет объем необходимой ему информации и учится брать ответственность за учебный процесс; а также где дети наравне со взрослыми, а то и без их участия вовсе организовывают школьные праздники по своему усмотрению. В подобной среде сведены к минимуму возможности для буллинга и обесценивания личности.
Чтобы это не казалось исключительно хвалебной одой, отметим, что в любом из учреждений и любом организационном процессе можно найти массу недостатков. Организаторы могут настаивать на демократических принципах, а реализовывать их не в полной мере, трудоустраивать кадры старой формации, этически и эстетически наполнять пространство в соответствии со своими иногда не самыми высокими вкусами…Но за саму возможность альтернативных форм обучения ухватилось множество осознанных родителей. Которые хотят, чтобы система выстраивалась под ребенка, а не ребенок встраивался в нее. Добавим отдельной графой и цены на такое образование.
Обучение в школе, где много классов, учителей, помещений, развита инфраструктура и вложено много средств в само пространство- не может быть бесплатным и, к сожалению, просто дешевым. Например, самая доступная в ценовом диапазоне школа Днепра – Школа Кандибура, обучение в ней стоит 3800 гривен в месяц. Школы по системе Монтессори (а их в Днепре целых 3, а не одна, как в Запорожье) – выставляют прайс от 7 до 10 тыс. гривен. Месячная оплата в школе «Логос» может доходить до 13 тысяч, в зависимости от количества часов того ли иного предмета, которое выбирает ученик и его родители. В Днепре есть и несколько очень дорогостоящих частных школ.
Половина из уже созданных учреждений, несмотря на свои громкие альтруистические постулаты, имеют главной целью – угодить именно родителям, ведь если родитель доволен- он тратится на дорогостоящее обучение. А, как можно догадаться, у каждого родителя свои собственные установки и концепции: кто-то хочет слепить из своего ребенка совсем не то, что хочется чаду. И в расписании появляется 8 часов английского или математики, день расписывается под завязку, а после этого нужно еще успеть на теннис или водное поло…Есть же школы с нерушимыми принципами, которые могут отказать в поступлении семьям, ценности которых идут вразрез с заявленными школой.
Те же активные родители, которые из существующего многообразия (или однообразия) не находят отклика своим запросам- создают домашние школы. Например, в Днепре – это ALTschool. Тот случай, когда мама ребенка не смогла найти школу, соответствующую ее представлениям о правильном образовании и создала ее сама, в частном доме. Набрала педагогов, выстроила расписание и обозначила ценности. В школу сразу перешли дети друзей-единомышленников. Реклама в медиа не понадобилась вовсе. Обучение в этой школе стоит 8000 гривен в месяц. Но мы также знаем примеры украинских домашних школ, где месячный взнос составляет 1000-2000 грн.
Начальная прикладная школа «Счастливое детство» с использованием подхода Монтессори на правом берегу. На сегодняшний лень в школе учатся дети с 1 по 4 класс. Обучение стоит 6 тысяч гривен в месяц. Питание за отдельную плату или свое.
Школа «Everrest» также рассчитана на детей с 1 по 4 классы. Сейчас обучение в школе стоит 3 тысячи гривен в месяц, но с нового учебного года стоимость поднимется до 4 тысяч, а сама школа переедет в центр города в новое помещение. Без питания.
Вальдорфская школа обходится дешевле всех. Стоимость посещения – 650 гривен в месяц вместе с питанием. Принимают также детей с особыми потребностями. Идет набор в 1-5 классы.
Частная школа «Эйдос» хоть и не причисляет себя к альтернативным школам, по сути таковой является – ведь она предлагает психологическое сопровождение каждому ученику, использует авторские наработки, а также имеет в расписании предметы, которые отсутствуют в государственных школах. Стоимость обучения на данный момент составляет 8500 тысяч гривен, но с нового учебного года цена немного поднимется. Здесь же открывается дистанционная форма обучения.
Подробнее о принципах и подходах в каждом из существующих учреждений – можно почитать на их страницах в интернете.
В рамках проекта «Освітній експеримент» состоялся приезд Екатерины Ботвинник – организатора международной образовательной конференции IDEC- EUDEC 2019 в Украине и основательницы «Боже, вільна школа»; а также Ксении Стрельбицкой – педагога самой первой и до сих пор успешной альтернативной школы «АИСТ». Обе участницы встречи приехали из Винницы на 1 день, чтобы поделиться опытом и вдохновением.
Екатерина рассказала о демократичном подходе в своей домашней школе. Винницкие родители не побоялись и реализовали для своих детей идею свободного обучающего пространства, где дети и взрослые обсуждают и формируют события на равных. «Боже, вільна школа» абсолютно некоммерческий проект и ее посещение обходится в 3300 грн. в месяц.
Некоторые же родители предпочитают хоумскулинг и сами выбирают способы обучения, исходя из своих убеждений и возможностей: нанимают репетиторов, используют онлайн лекции, проводят занятия для своих детей сами.
Надо заметить, что для многих альтернативное образование – это про ничегонеделание, слабый уровнем знаний, про нетребовательных или наоборот слишком замороченных на оценках родителях. На самом же деле это про альтернативные, варианты во всем их разнообразии. В существование некоторых из них вы, возможно, даже, не поверите. Читать про анскулинг и хоумскулинг можно здесь.
Убедиться в этом можно, посетив масштабную и известную во всем мире образовательную конференцию IDEC– EUDEC2019, которая в этом году состоится у нас в Украине! Первая ее часть пройдет в Киеве, вторая – в Виннице.
В столице будет 2 дня интенсивных лекций с известными и признанными во всем мире спикерами, в Виннице – совсем другой формат: также ключевые спикеры и open forum в неформальной обстановке, поскольку конференция здесь будет проходить в лагере, расположенном в сосновом лесу и продлится 7 дней. Мероприятие может посетить любой желающий, пройдя предварительную регистрацию.
Читайте также: НА ПЛОТИНЕ НОЧЬЮ ОСТАНОВИЛИ ДВУХ ПЬЯНЫХ ЗАПОРОЖЦЕВ, КОТОРЫЕ ВЕЛИ КУДА-ТО ЧУЖОГО РЕБЕНКА (ВИДЕО)
Свое участие в мероприятии подтвердили: исполнительный директор и учитель музыки в школе «Summerhill» Генрі Редхед (Великобритания), старший научный сотрудник Института учебных стратегий Тони Вагнер (США), первопроходец демократического образования Яков Гехт (Израиль). Подробнее о спикерах и программе можно почитать на странице мероприятия.
Первая конференция состоялась еще в 1993 году в Израиле, с тех пор она успела пройти во множестве стран. И даже однажды уже приезжала в Украину 20 лет назад – тогда принимающей стороной выступила первая альтернативная школа «АИСТ» (г. Винница).
Про эту школу хотелось бы рассказать отдельно. Почти за 30 лет своего существования здесь опробовали множество подходов и оставляли то, что подходило детям, учителям и родителям.
Большое внимание в «АИСТе» уделяется проектной деятельности. Проводятся большие общешкольные события, подготовка к которым может занимать несколько месяцев. Например, Пушкинский проект: девочки 5-6 классов в течение 2 дней учатся и живут отдельно от мальчиков в «Пансионе благородных девиц». Мальчики в это время – в «Пушкинском лицее». Происходит погружение в эпоху. Им преподают предметы того времени, дети соответственно себя ведут, каждый готовит свое выступление, доклад на выбранную тему или художественную визуализацию. Ученики старших классов участвуют в проекте в качестве бонн и наставников. Завершается проект Пушкинскими балами (Малым и Большим), в котором непосредственно принимают участие и родители: также разучивают танцы и готовят наряды.
Большинство альтернативных школ на сегодня предлагают своим ученикам систему полного дня : ребенок находится на территории учреждения с утра и до вечера. Утром проходит блок обязательных занятий. А после продолжительного перерыва наступает творческая часть . Конечно же, здесь нет домашних заданий, а всю теоретическую часть на занятиях стараются тут же перевести в практическую.
Не будем идеализировать- есть примеры удачных альтернативных образований, а есть примеры, когда убийца дракона становится драконом сам. Но если учесть, что человеческий ум склонен критиковать все, что ново и незнакомо, и пробовать не идти у него на поводу всякий раз – можно открыть массу перспектив в этой области.
Львиную долю инициатив вносят неравнодушные родители и педагоги, ежегодно собираясь в семейном кемпе «Освітнього експеримента» – там они черпают вдохновение в общении, генерируют идеи, делятся опытом, а потом целый год на практике реализуют полученные знания, проводят лекции и встречи в городах Украины, принимают участие в международных конференциях. В этом году семейный кемп с названием «Освіта. Родина. Взаємодія» пройдет на свежем воздухе города Святогорска с 16 по 18 августа. Принять участие в дискуссиях и творческих мастер-классах может любой желающий, предварительно зарегистрировавшись на мероприятие.
Если вы чувствуете потребность в альтернативном образовании для своего ребенка или готовы продвигать его идеи в государственных школах, менять подходы и смыслы – присоединяйтесь к команде «Освітнього експеримента», общайтесь с единомышленниками, выбирайте уже существующие наработки и школы, предлагайте авторские методики, участвуйте в создании альтернативных учебных пространств по доступной цене. Просто знайте, что альтернатива есть! Просто иногда она требует дополнительных усилий.
Автор Лёна Обилец-Радченко
Фото автора и ГО «Освітній експеримент»