Грета Тунберг — школьница из Швеции, которая, несмотря на свой возраст и синдром Аспергера, успела поспорить с Ангелой Меркель, получить одобрение Барака Обамы, номинацию на Нобелевскую премию и выступить на конференции ООН. Грета Тунберг — политический активист, её главная цель — привлечь внимание тех, кто сможет остановить изменение климата.
Всё началось, когда Грете было восемь лет. Именно тогда она узнала об изменении климата и была шокирована тем, что взрослые не уделяют этой проблеме никакого внимания. Несколько лет спустя это стало одной из причин, по которой она впала в депрессию.
Мать Греты — Малена Эрнман — известная в Швеции оперная певица, отец, Сванте Тунберг, — актёр и писатель. С детства они замечали за Гретой небывалый для маленького ребёнка интеллект, но при этом она была замкнутой и нелюдимой. В 11 лет девочке поставили диагноз «синдром Аспергера» (форма аутизма, которая сопровождается трудностями в социальном взаимодействии).
«Я слишком много думаю, — объясняет Грета. — Некоторые люди умеют отпускать ситуации, но я не могу. Особенно если меня что-то расстраивает или беспокоит. В младшей школе учителя показывали нам фильмы про пластик в океане, голодающих белых медведей и так далее. Я всё время плакала. Мои одноклассники тоже переживали во время просмотра, но быстро об этом забыли. Я же не смогла ничего забыть. Эти картинки просто застряли у меня в голове. Я всё время продолжала об этом думать.
Мне просто было интересно: у меня вообще есть будущее? Но я держала всё в себе. Я впала в депрессию, перестала есть и ходить в школу
Пока я сидела дома, мы начали разговаривать с родителями. Я рассказала им о своих тревогах по поводу климатического кризиса. Я показывала им фотографии, фильмы, графики и отчёты. Через некоторое время они начали ко мне прислушиваться. Именно в тот момент я поняла, что могу что-то изменить».
Грета обнаружила, что обладает удивительной силой убеждения, когда её мать перестала летать на самолётах, что серьёзно сказалось на её карьере. Отец Греты стал вегетарианцем. Семья начала пользоваться солнечными батареями, выращивать овощи в саду. От пластика полностью отказались.
Родители говорят, что почувствовали облегчение оттого, что их некогда тихая и угрюмая дочь изменилась, а ещё они были абсолютно убеждены её доводами. «У меня кончились аргументы», — рассказывает отец.
20 августа 2018 года 15-летняя Грета Тунберг устроила акцию протеста возле шведского парламента в Стокгольме. Она прогуляла школу и села на булыжной мостовой с нарисованным от руки транспарантом с надписью «Skolstrejk för klimatet». Её пытались отговорить родители, а одноклассники не захотели присоединяться. Прохожие при виде Греты выражали жалость и недоумение.
«Я нарисовала плакат, для листовок записала некоторые факты, которые, по моему мнению, все должны знать. Потом я села на велосипед, приехала к парламенту и просто сидела там одна. В первый день с 08:30 утра до 15:00 — обычный школьный день. На второй день ко мне стали присоединяться люди. После этого там всё время были люди», — рассказывает Грета. Своим поступком она непреднамеренно начала глобальное движение. В первую неделю забастовки у Греты взяли интервью по меньшей мере шесть крупных ежедневных газет, а также шведское и датское телевидение. Два лидера шведской партии остановились, чтобы поговорить с ней.
Основное требование Греты Тунберг — политики должны начать соблюдать Парижское соглашение, которое направлено на сдерживание климатических изменений. Например, не позволять средней температуре вырасти более чем на 2˚С (по отношению к доиндустриальной эпохе) и вкладывать средства в снижение вредных выбросов в атмосферу. Грета считает, что эти требования постоянно нарушаются.
Девочка обещала бастовать каждый день до шведских национальных выборов — и сдержала обещание. Она заявила, что не собирается останавливаться, и анонсировала «Пятницы ради будущего» («Fridays for Future») — движение, которое могут поддерживать все школьники в мире. Его суть проста: по пятницам устраивать протестные акции возле парламента в своём городе. Сегодня к движению присоединились около полутора миллионов школьников по всему миру. На всех континентах прошло около двух тысяч акций.
После выборов Грета согласилась выступить с речью перед тысячами людей на митинге, который был посвящён климату
Её родители неохотно согласились на это. Помимо синдрома Аспергера, у Греты диагностирован избирательный мутизм. Это расстройство, при котором человек разговаривает только с очень ограниченным кругом людей, а с остальными не может. Поэтому родители хотели отговорить Грету. Но она была настроена решительно. Несмотря на опасения семьи, она произнесла речь на почти безупречном английском языке и пригласила толпу снять её на мобильные телефоны, чтобы распространить это видео через социальные сети.
«Я плакал, — гордо сообщил её отец. — Она показывала нам документальные фильмы, и мы вместе читали книги. До этого я был уверен, что мы разобрались с климатической проблемой. Она изменила нас, и теперь она меняет очень многих других людей. В детстве не было и намёка на это. Это невероятно. Если это может случиться, то может случиться всё что угодно».
«Я хочу чувствовать себя в безопасности,
Когда я возвращаюсь домой поздно вечером.
Когда я сижу в метро.
Когда я сплю по ночам.
Но я не чувствую себя в безопасности.
Как я могу чувствовать себя в безопасности, зная, что мы стоим перед самым острым кризисом в истории человечества? Когда я знаю, что, если мы не будем действовать сейчас, скоро будет слишком поздно?
Когда я впервые услышала о глобальном потеплении, я подумала: «Этого не может быть, нет ничего настолько серьёзного, что бы угрожало нашему существованию».
Потому что иначе мы не говорили бы ни о чём другом. Как если бы бушевала мировая война.
Но никто ничего не говорил. А если и говорили, то это никогда не соответствовало утверждениям учёных. Недавно я смотрела по телевизору дебаты между партийными лидерами и видела, как им разрешили стоять и лгать. Они сказали, что нет смысла предпринимать усилия по ограничению выбросов Швеции, поскольку мы и так являемся «образцом для подражания». Что мы должны сосредоточиться на «помощи» другим странам в сокращении их выбросов.
Швеция не является образцом для подражания. Население Швеции ежегодно выбрасывает 11 тонн CO2 на душу населения. Мы на восьмом месте в мире по версии WWF.
Мы те, кто нуждается в помощи.
Я не понимаю, как они могут так врать по телевизору».
Из текста Греты Тунберг для издания Medium
Люди с избирательным мутизмом имеют склонность к повышенной тревожности. Грета Тунберг пытается донести свои идеи до других при помощи страха. «Я не хочу, чтобы вы надеялись. Я хочу, чтобы вы запаниковали. Я хочу, чтобы вы почувствовали страх, который я чувствую каждый день. А потом я хочу, чтобы вы начали действовать», — сказала она на встрече с политическими лидерами и предпринимателями-миллиардерами в Давосе.
Её метод производит впечатление. Многие политики хвалят Грету Тунберг. Она же выслушивает их заявления о том, что напористая политика в области климата нереалистична, если общественность не сделает этот вопрос более приоритетным. Грета им не верит: «Они всё ещё ничего не делают. Поэтому я немного не понимаю, почему они нас поддерживают. Мы ведь именно их критикуем. Это странно». Тунберг говорила о США, Великобритании и Австралии, которые либо игнорируют забастовщиков, либо вообще отчитывают их за пропуск занятий. «Они отчаянно пытаются сменить тему, когда в школе начинаются забастовки. Они знают, что не правы, потому что ничего не сделали».
Риторика Греты Тунберг пришлась по душе людям, которые вдоволь наслушались пустых обещаний. Они жаждут найти лидера, чьи амбиции будут только расти. Рост популярности Тунберг как раз совпал с ростом озабоченности учёных проблемами глобального потепления. По последним данным, океаны нагреваются, а полюса тают быстрее, чем ожидалось. В прошлом году Межправительственная группа ООН по изменению климата рассказала об опасности того, что на Земле потеплеет более чем на 1,5 градуса Цельсия. Чтобы получить хоть какой-то шанс избежать этого, выбросы должны быстро сократиться к 2030 году. Это потребует гораздо большего давления на политиков — и за последние восемь месяцев никто не показал большей эффективности, чем Грета Тунберг.
Девушка, которая когда-то сама впала в отчаяние, теперь маяк надежды для многих тысяч людей. Многие описывают её как лучшее, что случалось с климатическим движением за последние десятилетия. Её похвалили в ООН, она встретилась с Эммануэлем Макроном, разделила трибуну с президентом Европейской комиссии Жан-Клодом Юнкером и получила одобрение Ангелы Меркель.
Грету Тунберг называют голосом поколения, она стала номинантом на Нобелевскую премию мира, а журнал Time включил её в списоксамых влиятельных людей 2019 года. Со стороны может казаться, что она взвалила на плечи всю тяжесть мира, но сама Грета утверждает, что не чувствует никакого давления.
«Если кто-то отчаянно нуждается в надежде — это не моя проблема… Мы всё равно должны это сделать. Даже если надежды нет, мы должны сделать всё, что в наших силах»
Её родители связывают такую принципиальность и категоричность с синдромом Аспергера. Грета не отвлекается на социальные факторы и с чёрно-белой ясностью фокусируется на проблеме. «Я ничего не хочу менять в себе, — говорит она. — Просто я такая, какая есть. Если бы я была такой же, как все, например общительной, я бы просто попыталась создать организацию. Но я не могла этого сделать. Я не очень хорошо разбираюсь в людях, поэтому я сделала кое-что сама».
От выступлений на публике она тем не менее получает удовольствие. Грета говорит, что вне зависимости от количества людей она ни капельки не нервничает. При этом речь её всегда резка и прямолинейна. В ней нет успокоительных заверений — только твёрдая откровенность. На вопрос, стала ли она более оптимистичной, потому что проблема климата поднялась на политическую повестку дня, её ответ жёсток, но честен.
«Нет, надежды у меня не больше, чем в начале. Выбросы увеличиваются, и это единственное, что имеет значение. Я думаю, это должно быть в центре нашего внимания. Мы не можем говорить ни о чём другом.»