Колонка Алексея Федорко, руководителя направления Training and Development в EPAM Ukraine.

В этой статье я хочу рассказать, о том, что знаю достоверно. О том, что хорошо работает в современном обучении, а что нет, и почему. Проверено на тысячах «добровольцев», которые сотрудничают с EPAM.

Поскольку мы в EPAM верим в установку «Живи и учись», здесь учатся все. Можно сказать, это культурный код компании и неотъемлемое условие построения карьеры. Кто-то сам формирует свой план по обучению, кому-то помогают менторы или специальные онлайн-ресурсы компании. Задача – сделать процесс обучения максимально полезным для специалиста и актуальным для бизнеса. Чтобы достичь этого, недавно с коллегами направления Learning&Development проанализировали существующие и грядущие подходы в обучении.

Мы понимаем, что всякое изменение есть реакция на перемены в обществе и/или на запросы аудитории. Но так же мы помним, что это постоянно изменяющийся процесс. Поэтому для начала стоит оглянуться и вспомнить, что работало, но уже перестало, от чего нужно уходить.

Итак:

DONT’s

  1. Массовые тренинги личностного роста. Вряд ли вам помогут универсальные рецепты, если у вас своя индивидуальная ситуация.
  2. Длительные тренинги, курсы лекций, где много теории, списков литературы и нет практики, нет дискуссии. Тут без комментариев.
  3. «Гуризм», когда тренер – «наше все». Для формирования знаний важно слышать множество мнений.

Все это прочитали и забыли. Теперь рассмотрим то, что работает или скоро заработает, на что стоит обратить внимание. Как говорили выше, все изменения – это реакция на запрос аудитории, попытка решить насущную проблему. В нашем случае это проблемы нехватки времени и избыток информации.

Образование отвечает на эти проблемы следующими изменениями-трендами:

DO’s

  1. Формат онлайн обучения
  2. Microlearning (дозированное обучение)
  3. Индивидуальный подход

Онлайн-обучение – это не совсем «последний» тренд. Скорее, можно говорить об увеличении соотношения онлайн-обучения относительно оффлайн формата. Это связано с расширением интернет-покрытия и желанием людей учиться, не отрываясь от своей работы. Такого количества онлайн-курсов на самые разные, иногда даже странные темы (например, «Я и мой друг-робот»), мир не видел никогда.

Но я также признаю, что формат face-to-face остается актуальным. И он никуда не денется. В обучении существуют процессы, которые лучше всего прорабатываются в группе (например, softskills). Идеальным я вижу комбинирование онлайн-формата для теории и face-to-face – для практики. Причем именно для групповой практики, потому что существует индивидуальная практика, когда работаешь один-на-один с тренером/преподавателем. Такой подход одинаково касается мировых образовательных практик и украинских в том числе. В этом смысле Украина отображает глобальные тренды — преимущества современного мира без границ. Если говорить об обучении по техническим направлениям, онлайн формат может быть более эффективным — чтобы писать код, не нужно работать в группе.

Отдельно выделю термин blended education (смешанное обучение с использованием онлайн, оффлайн форматов и самостоятельного обучения). Новизна этого подхода относительна, так как его появление относят к 80-м годам прошлого столетия, авторство приписывают компании Boeing. Но сейчас на его преимущества обратили большее внимание и стали использовать чаще. Собственно, в нашей компании мы тоже верим в этот подход. Среди очевидных плюсов — гибкость и открытость образовательного процесса, индивидуальный подход, развитие самостоятельности, повышение мотивации.

Microlearning

Популярность использования подхода microlearning (обучение малыми дозами) растет. Он также решает проблему дефицита времени, так как уйти на 5-дневный курс сейчас вряд ли кто-то может себе позволить. Но появилась полезная альтернатива – microlearning, информация в таблетке. Глыба знаний разбивается на маленькие 5 минутные «кусочки». За это время можно донести знание и — самое важное — закрепить новую информацию.

Плюсы подхода: сэкономленное время, достаточно быстрый результат, вовлеченность (особенно, если есть геймификация), гибкость в процессе обучения, относительно низкие затраты. Инновацией в этом направлении стало появление нишевого варианта — mobile learning (обучение на мобильном телефоне).

Например, для изучения какого-то конкретного вопроса или темы можно посмотреть обучающее видео за пару минут, в любом удобном месте, даже в транспорте. В таком случае не нужно «бронировать» отдельно время, как в ситуации с многочасовым курсом. Но для такого подхода важен навык фокусироваться и осознание ответственности за учебный процесс.

Индивидуальный подход

В начале обучения человек должен проработать цели, которые он лично хочет достичь в итоге. Если человек их знает, нужно подумать о том, как это сделать. Для этого в нашей компании есть специальные внутренние ресурсы, которые помогают выстроить план и отслеживать ход обучения.

Интересно, что в некоторых наших внутренних программах нет оценивания или рейтинга. Мы отходим от субъективного оценивания для того, чтобы человек больше работал на себя. Фактически обучающимся нужны не оценки, а знания. Предположительно, у каждого человека цели обучения — разные, а вот программа одна для всех. Поэтому мы допускаем изменения в программах. Можно, например, не проходить некоторые модули, заменить на что-то другое. Мы больше делаем акцент на дискуссию и практические занятия. Теорию можно пройти самому. Если нужно что-то узнать дополнительно — можно погуглить, сейчас в этом нет проблемы. А самообразование происходит тогда, когда есть дискуссия, собственные наработки.

О выборе. Курсы или университетские программы? Такой выбор тоже иногда приходится делать. Но все зависит от человека. Это могут быть академические программы университетов, могут быть модульные курсы. Я бы рекомендовал действовать следующим образом: если нет конкретного запроса, что именно интересует, стоит рассмотреть академическое образование в вузе. После этого можно принять решение, куда двигаться дальше.

Конечно, это занимает много времени. Для начала нужно точно знать, что человек ожидает от такого образования. Иногда это получение диплома, который нужен для определенного вида деятельности. Часто это возможность присоединиться к профессиональным сообществам. Если идти на тот же MBA, это будет поход не столько за знаниями, как за контактами и за опытом. Поэтому для кого-то в этом может быть большой плюс.

Проверено на себе

Расскажу, что мы используем в компании для обучения и роста специалистов. Как разработчик и поставщик программного обеспечения, EPAM использовал свою экспертизу и предложил несколько решений. Одно из них — образовательная платформа Learn. Она содержит более семи тысяч внешних ресурсов, например Lynda (LinkedIn Learning), и более 580 внутренних программ и тренингов. На основе профиля специалиста, его должности и уровня, а также на основе интересов похожих пользователей, ему предлагается пройти техничный тренинг, занятия по межличностному общению, по формированию лидерских качеств, языковые курсы и т.д. В формировании подборки тренингов помогают технологии машинного обучения и искусственного интеллекта.

Также есть система Grow, которая помогает построить план профессионального развития, где можно указать желаемую должность, а система предложит вариант движения. Но этого было бы недостаточно без комплексного подхода к обучению. Важно также взаимодействие, обмен опытом во внутренних сообществах, возможность получить помощь ментора или коуча. Знания, получаемые в процессе работы и стажировки, дополняются пониманием среды – внутренние соцсети, информационный портал, рассылки дают такую возможность. Суммарно компания создает сбалансированную экосистему, идеальную для «взращивания талантов».

Чего ждать. Здесь речь не столько о появлении, сколько о масштабировании подхода.

  1. Геймификация
  2. Больше мобильных онлайн инструментов для обучения. Быстро, короткими дозами, в любом месте
  3. Использование достижений нейронауки в обучении

Размышляя о далеком будущем, мне не хочется думать о «программируемых людях», чье призвание будет предопределенно заранее. По моему мнению, это нарушение законов природы и свободы воли. В таком случае мы получим био-роботов, а не людей. Хотя было бы здорово, если генетический или биологический анализ давал бы нам картину о тенденциях и предпочтениях нашего развития. Ее можно было бы использовать как карту с еще нераскрытыми областями.

Я больше склонен верить науке, которая позволяет спрогнозировать обучение людей в будущем. Современные исследования по психологии подтверждают, что только 50% потенциала человека предопределяются с рождения. Это касается нашего характера, черт личности и поведения. Остальные 50% зависят от социального окружения и личного развития.

Мы должны использовать современные достижения нейропсихологии, которая развенчивает многие мифы о работе мозга. Зная больше о том, как проходит мыслительная деятельность, мы сможем улучшить наши процессы восприятия, концентрации, запоминания и мышления. По крайней мере, тешу себя такой надеждой.

Огромное количество информации, доступ ко всем онлайн-ресурсам мира — как к обучающим курсам мировых университетов, так и к мировому наследию (произведениям искусства, книгам и тд) заставит человечество переосмыслить подходы к обучению. Учитывая, что знания очень быстро устаревают, а информации очень много, я сфокусировался на такой иерархии способностей «человека будущего»:

  • Способность к пере-обучению
  • Критическое (либо эффективное) мышление
  • Стрессоустойчивость. Антихрупкость по Талебу (или другими словами resilience)

И, возможно, с «прокачкой» как раз этих способностей помогут персональные тренажеры и различные гаджеты.

В целом в своих мыслях о будущем я уповаю на грамотное использование личного потенциала, в том числе потенциала человеческого мозга. Наука должна помочь нам объяснить, как это правильно сделать. Чего я жду от технологий? Практической помощи в освобождении мозга от ненужной информации, а взамен — загрузки эффективными алгоритмами принятия решений и социального взаимодействия.