Выучить два параграфа по истории, прочитать половину «Войны и мира», сделать пять номеров по алгебре и подготовиться к диктанту по английскому — и это домашка только на один день! Наш блогер, учительница Лариса Форбс, рассказывает, влияет ли количество домашнего задания на качество знаний школьника. Спойлер: больше не всегда значит лучше.
Крики мамы, плач дочки, «психи» сына. Папа рвёт волосы на голове и тянется к ремню, бабушка хлопает дверью и хватается за сердце. Мамины крики сменяются слезами и снова руганью. В доме пахнет корвалолом. Что происходит? В доме беда? Или военный конфликт? Нет, в доме делают домашнее задание. Каждый день. В будни после школы, а в выходные с утра пораньше. Между кружками и вместо кружков. Между прогулок и вместо прогулок. Перед спортом, после спорта, вместо спорта.
Три номера по математике, два упражнения по русскому, дочитать рассказ по литературе — 30 страниц, подготовить проект по окружайке или выучить два параграфа по истории после трёх параграфов по географии. Разумеется, ответить на десять вопросов после каждого параграфа. Письменно. Пропустили физкультуру? Сдать реферат. Три урока? Три реферата. Не забыть подготовиться к контрольной, проверочной, диктанту, дописать изложение и написать сочинение. Каждый день делать один тест из экзаменационных сборников ВПР, ОГЭ, ЕГЭ! А лучше два или три. Чтобы наверняка. Чтобы точно не осталось ни одной свободной минутки!
Знакомая ситуация? Поздравляю, вы — член клуба «Жертвы домашки». Нас миллионы. Мы плачем, ругаемся, но продолжаем жевать кактус. Потому что, в отличие от мышей, которые могут выбрать оставить кактус в покое, у нас с вами нет выбора.
Нас не спрашивают, успевают ли наши дети делать домашнее задание. Не спрашивают, по сколько часов в день они спят и какие витамины от переутомления они пьют
Нас не спрашивают, по сколько часов в день дети гуляют, играют в настольные игры и общаются с друзьями. Нас не спрашивают, успеваем ли мы поговорить с детьми о жизни и научить их готовить/шить/чинить стулья/вбивать гвозди.
Министерство образования РФ рассматривает домашнее задание как один из важных элементов системы образования. Оно пытается регулировать количество домашнего задания, опуская сверху какие-то цифры, не соответствующие действительности. По СанПиН, на выполнение домашнего задания отводится полтора часа для начальной школы, 4–5-е классы — два часа, 6–8-е классы — два с половиной часа, 9–11-е — три с половиной часа. Поднимите руку, у кого так и получается?
Справедливости ради надо сказать, что и во всём мире школьники прилично загружены, хотя Россию опережает только Китай (дневные данные в часах):
Между тем мировое сообщество исследует и обсуждает влияние домашних заданий на общий уровень усвоения материала. Результаты исследованийшокируют. Подавляющее большинство утверждают, что выполнение домашнего задания почти не влияет на обучение в общем. В старших классах оно целесообразно в небольших количествах. В младших классах — не влияет на качество полученных знаний, а в некоторых случаях влияет ещё и отрицательно. Например, уменьшает мотивацию, создаёт напряжённую обстановку в семье и несёт угрозу здоровью ребёнка из-за стресса, нехватки сна и прогулок на свежем воздухе.
При этом результаты тестов PISA (знания учащихся в области точных наук) всемирной экономической организации OECD показывают, что страны с малым количеством домашнего задания часто занимают верхние позиции. Например, Япония, Швейцария, Финляндия, Южная Корея, Дания и другие. Уровень жизни, как оказывается, тоже не зависит от количества домашки наших детей. Наверное, потому что домашка никак не влияет на уровень образования страны?