Osvitanova.com.ua

Год назад мой сын перешел на домашнее обучение и теперь сам выбирает себе уроки. Признаюсь, поначалу было сложно. Но я отпустила ситуацию, и результаты превзошли все ожидания.

Почему вы думаете, что вы хороший учитель? Вы действительно нравитесь детям? Играть в футбол умеете? А театр любите? Такие вопросы задают на собеседовании в альтернативных школах по всему миру. Но озвучивают их не руководители и даже не родители, а сами ученики. Именно они утверждают кандидатуры будущих учителей и выбирают дисциплины для изучения. У многих не укладывается в голове: как можно переложить эту ответственность на детские плечи. На самом деле первая такая успешная школа Summer Hill появилась в Великобритании еще 100 лет назад. С тех пор идея образования нового формата разошлась по всему земному шару.

Мой 10‑летний сын Назар еще год назад учился в очень хорошей частной школе в Киеве. В классе было всего десять детей. Учителя всегда улыбались. Но для нашего творческого и неусидчивого ребенка обучение стало настоящим мучением. Ему было скучно, во многих заданиях он не видел никакого смысла. Учась в третьем классе, сын спрашивал, почему в школе не проходят Гарри Поттера — не читают то, что для них классно? И я даже не спорила, ведь понимала: чтение нужно для развития устной речи, чтобы дети могли дискутировать на разные темы. А в наших школах этот урок есть просто потому, что так положено. Дети должны учить математику пять раз в неделю, потому что так положено. А может, кому‑то не нужно столько? Может, стоит провести урок биологии, которая интересна конкретному ребенку уже в 9 лет, а не ждать, когда этой дисциплине положено появиться в программе.

Год назад Назар перешел на домашнее обучение и теперь сам выбирает себе уроки. Признаюсь, поначалу было сложно делегировать ответственность ребенку. Но я отпустила ситуацию, и результаты превзошли все ожидания. Сейчас сын изучает LEGO-инжениринг, ходит на занятия STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics), танцует брейк, совершенствует игру на фортепиано и занимается еще миллионом интересных дел. После уроков он с горящими глазами рассказывает о строении ДНК. И мы счастливы.

Естественная детская жажда к открытию мира и любопытство побеждают любую бюрократию

Многие родители наверняка поняли: наша модель воспитания — учись хорошо, поступи в университет, и это гарантирует тебе трудоустройство — давно не работает. Сейчас начинают задумываться об абсурдности процессов в школьной системе, о том количестве ненужной информации, которую дети поглощают для подготовки к ненужным экзаменам. Школы будущего, в свою очередь, работают как настоящее комьюнити, где в центре внимания — ученики. Первый месяц дети независимо от возраста могут посещать любые занятия. За это время они должны выбрать, чем хотят заниматься. Если ребенок решил ходить лишь на футбол, то целый год будет набивать мяч. Смысл в том, что эмоциональное созревание важнее, чем академическая нагрузка. Когда мы давим на несозревших детей, мы только губим их. И к 15 годам подростки не хотят ровным счетом ничего, не знают, что им интересно и куда развиваться дальше. А если дать ребенку свободу, он учится осознанности.

Но перед тем как развивать в Украине школы такого формата, нужно активно заняться образованием самих родителей. Первое, о чем они волнуются, — что дети вообще не будут ходить на уроки. Но так не бывает. Дети могут профилонить несколько недель, а потом им надоедает, и они начинают заходить в классы, интересоваться. Естественная детская жажда к открытию мира и любопытство побеждают любую бюрократию. Но ребенку необходимо чувствовать этот интерес. Это не про знания, навязанные сверху. Тут информационный поток направлен в другую сторону. Чтобы не учитель говорил: “Мы сегодня с вами выучим вот это”. А у ребенка образовался запрос, он сам пришел за знаниями. И тогда учитель ему ответит: “Я тоже этого не знаю, давай искать ответ вместе”.

Почему школы так медленно меняются? Родителям удобен некий all inclusive: утром отвел, вечером забрал. А когда приходится заниматься организацией образования самостоятельно, возникает страх — как же я разберусь? Узнать своего ребенка, понять его интересы и сделать все, чтобы их раскрыть,— это большая работа. Но разобравшись в пуле задач и выяснив, куда он хочет двигаться, вы поймете, что количество времени на уроки сократится в разы. Иногда то, что в стандартной школе занимает пять дней в неделю по 6–7 часов, дети делают за два дня. И тут мама или папа должны мотивировать и учить узнавать мир по‑другому.

Школа и процесс обучения могут стать для ребенка праздником и территорией свободы, а не мучениями, повторяющимися из года в год. И то, что многие хотят изменить это и поместить именно детей, а не стереотипы родителей, в центр образовательной системы — лично для меня большой вызов и вдохновение.

Поширити у соц. мережах: