Родители привыкли, как мантру, повторять детям: «Надо читать, без чтения никуда». Но мало кто понимает, в чём действительно заключается его польза, кроме сугубо бытовой, когда надо прочитать указатель или ярлык на одежде. Вместе с нейропсихологами разбираемся, что же такое чтение с научной точки зрения и как оно связано со способностями к математике.
Мария Шендяпина, исследователь, клинический психолог, научный сотрудник кафедры нейролингвистики на факультете образования Гонконгского университета
Почему чтение — это такая ценность, особенно в нашей культуре? Первые ассоциации — образованность, знания, глубина мышления. Сейчас у чтения открывается второе дыхание, оно становится альтернативой «быстрым углеводам» социальных сетей, видео и картинок. Информация через буквы поступает медленнее и требует большего сосредоточения. Но и богатство смыслов через них открывается неизмеримо большее. Чтение не сразу выдаёт всю суть, а сначала включает воображение, учит представлять, концентрироваться и вживаться в разные миры.
Если же рассмотреть именно научный подход, то здесь много нюансов. Наука постоянно развивается и повышает стандарты качества исследований, поэтому многочисленные истории из серии «учёные попросили 20 человек почитать в томографе и многое узнали» не имеют веса. Для того чтобы делать какие-то чёткие выводы, нужны огромные выборки в тысячи человек и систематизация повторяющихся экспериментов. Однако какие-то вещи уже хорошо изучены. Например, анатомия чтения: упрощённо говоря, глаза воспринимают зрительную информацию, передают её через зрительные нервы в кору головного мозга для дальнейшей обработки, и затем левое полушарие расшифровывает прочитанный текст.
Психологи из Йельского университета Беннет и Салли Шейвиц предложили модель трёх систем чтения в мозге: теменно-височная (фокусируется на анализе и понимании слов), затылочно-височная (отвечает за быстрое визуальное распознавание слов целиком и перевод букв в соответствующие звуки) и передняя, включающая в себя зону Брока (играет важную роль в анализе синтаксиса и артикуляции, а также регулирует чтение про себя). Во время чтения соответствующие зоны мозга включаются в работу.
Если суммировать, то чтение развивает речевые функции, и через них — все остальные: мышление, внимание, память, восприятие, творчество, воображение. Когнитивные функции человека тесно связаны, поэтому, улучшая что-то одно (а чтение — это, по сути, пропускной канал для большинства символической информации), можно увидеть подвижки в остальных сферах. Не случайно беглость чтения в начальной школе так часто приравнивается к общей успеваемости: они действительно тесно связаны.
Есть много видов чтения, которые отличаются по темпу, степени погружения, уровню понимания, качеству информации, характеру материала, настроению, целям и мотивам, как процесс и как результат.
Поверхностное чтение часто рекомендуют в ознакомительных целях: считается, что если быстро проглядеть глазами текст или оглавление, то это поможет понять основной смысл («знать не знаю, но рассказать — расскажу») и сделает последующее глубокое чтение более качественным. Например, технику skimming (проглядывания) мне советовали использовать для экзамена TOEFL (тест на знание английского языка. — Прим. ред.), где надо быстро прочитать иностранный текст и ответить на вопросы по нему.
Глубокое чтение требует больше времени, погружения, энергии и концентрации. Зато оно даёт возможность вникнуть в детали и разобраться в теме, осмыслить текст и логически переработать его для себя.
Качественное аналитическое чтение — это отдельный навык, которому можно и нужно учиться, иногда даже во взрослом возрасте
Исследования называют чтение лучшим хобби в мире: оно учит, даёт информацию, расслабляет и развлекает. Есть данные, что чтение романов повышает нейронные связи внутри височных зон мозга, отвечающих за вербальные функции. Интересно, что изменения в нейронных связях также оставались активными несколько дней после чтения, особенно в области соматосенсорной коры — то есть смыслы, возможно, перерабатываются и на уровне телесности. Кроме того, самые свежие исследования рекомендуют читать с бумажных, а не электронных носителей, поскольку книги повышают качество чтения и рефлексии об этом процессе.
Есть работы, которые также усматривают связь между способностями к чтению и математике. С точки зрения нейропсихологии и то и другое — это анализ сложной пространственно-символической информации, контролируемый височно-теменно-затылочными отделами коры. Поэтому при нарушении процессов или динамики интеграции информации в мозге обе способности могут страдать одновременно. И наоборот: способности к математике и чтению могут помогать друг другу при условии их гармоничного развития.
Алексей Котов, старший научный сотрудник лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития ВШЭ
Если мы берём ранний этап развития ребёнка, то чтение развивает рабочую память и произвольное внимание, а на втором этапе, когда ребёнок уже читает сам, это внутренняя репрезентация, причинно-следственный анализ. Дети могут понимать, что чему предшествовало, строить альтернативные сценарии. Когда ребёнок только начинает читать, то на нейронном уровне эта способность начинает загружать, переползать в префронтальные области мозга с левой стороны. Она закрепляется за ним — это область лба и виска. Для когнитивных психологов это область, которую также занимает рабочая память. Почему это важно: хорошо развитая рабочая память у детей — это возможность осознанного контроля и планирования действий.
Когда дети осваивают чтение, для них это что-то новое и уникальное, можно сказать, что это эволюционно новая задача, которой в предыдущих стадиях развития не было. Они впервые сталкиваются со знаковой системой, поэтому осваивают её довольно тяжело и весьма специфическим образом. С точки зрения работы мозга это задействует височные доли и затылочные. Первые связаны со звуковым анализом, а вторые — со зрительным.
Для ребёнка это сложная задача — установить связь между тем, как он видит картинки, и тем, как они произносятся
У детей есть одна лингвистическая особенность, которую русские психологи иногда называют фонетической. Если упрощать, то есть такие дети, которые слышат количество слогов в слове, есть дети, которые различают слова по ударениям, а некоторые этого всего вообще не чувствуют. Так вот эта особенность прямо влияет на чтение ребёнка. Дети, которые слышат это всё, обычно начинают читать на год раньше, чем те, у кого такая особенность не развита.
Дошкольный возраст — это время, когда можно с ней работать. Дети, которые учатся делать фонетический анализ слов, тренируются, ставят правильно ударения, даже без лингвистической осознанности могут быстро догнать своих сверстников.
Мария Шендяпина, исследователь, клинический психолог, научный сотрудник кафедры нейролингвистики на факультете образования Гонконгского университета
Один из проверенных способов заинтересовать ребёнка чтением — когда взрослый, несмотря на то что ребёнок учится читать сам, ещё много лет после этого читает ему вслух. Освоение знаковых систем (счёта, письма, чтения) — очень социальная вещь. Важно то, с кем ребёнок осваивает навыки, то есть это не столько индивидуальная задача, сколько совместная. Если родители просто стремятся привить детям механическую способность читать, им быстро становится скучно это делать.
Лучший путь к переменам — через совместную радость, удовольствие и чувство успеха. Начните марафон семейного чтения. В магазинах и современных городских библиотеках можно найти новые красивые книги, от одних иллюстраций в которых загораются глаза. Читайте на ночь, с утра и днём, дома в шалаше из одеял, в палатке на природе или на скамейках в парке. Читайте по очереди или по ролям, громко-громко и тихо-тихо.
Рисуйте иллюстрации, обсуждайте, разыгрывайте сценки, пробуйте новые темы и способы. Ваша задача — показать, как это может захватывать, радовать и наполнять эмоциями. Испытываете чувство вины, что дети слишком много смотрят мультики? Выключите звук и включите субтитры. Бац! Ваши дети теперь читают.