Свен Линнерт, немецкий педагог и художник, работает в стиле Tape Art (искусство разноцветных лент, или скотч-арт) – разновидность стрит-арта, ставшая популярной в Европе в восьмидесятые.
У каждого художника есть свой фирменный стиль, у Свена это – яркий Лис и электрический выключатель. Лис путешествует по миру, останавливаясь в самых разных городах на задворках улиц, фонарных столбах или дорожных указателях. Когда Лису темно или грустно в том месте, где он оказался, он нажимает на выключатель и все вокруг преображается.
В августе Свен приезжал в Киев и провел вокршоп для детей и их родителей в коворкинге «Зеленка». Дети учились новому способу самовыражения, осваивали мастерство Tape Art и общались с иностранным художником. Свен не учит детей, как «правильно» творить, он создает пространство для творчества, где дети свободны в своем проявлении без оценок и общепринятых рамок в изобразительном искусстве.
Я пообщалась со Свеном о том, как правильно обучать детей искусству, что такое искусство в целом и что точно не нужно делать на уроках, чтобы не отбить у детей природное желание творить.
В жизни все нуждаются в искусстве! Взрослые, старики и, конечно же, дети! Искусство предназначено для расширения кругозора детей и передачи творческих способностей и навыков. В частности, на фоне доминирования и востребованности интеллектуальных способностей, огромное значение надо придавать практической самостоятельной творческой деятельности детей.
О... это сложный вопрос, на который нельзя ответить несколькими предложениями. Многие люди так часто задумывались над вопросом о смысле или отсутствии смысла в искусстве, что иногда у меня нет четкого ответа для самого себя. Я согласен с французским социологом Пьером Бурдье. Его тезис заключается в том, что соответствующая форма или жанр искусства проистекает из стратегий творцов, которые адаптируют определенные позиции своего творчества между признанием в рядах «своих» и экономическим успехом. Через постоянное разграничение и тонкие различия они приобретают смысл и в то же время порождают бесконечные изменения в видах искусства.
Таким образом, искусство – это процесс между Артистом и его слушателем или зрителем. Вот что значит искусство для меня.
Вы можете обучать детей, используя методы искусства, даже когда они очень маленькие. В моем случае это означает, что я работаю с детьми в возрасте от 6 до 99 лет. Мой способ обучения состоит в том, чтобы развивать и тренировать восприятие, учиться думать и видеть по-другому и таким образом делать что-то против огромного потока внешних раздражителей из некреативных пространств. Другими словами, изучать и открывать что-то творческое в себе независимо от чрезмерной стимуляции СМИ, ориентированных на потребителя впечатлений. Это касается самоисследования и самосоздания.
Вы назвали это ошибкой? Но я не намерен критиковать это. Я постоянно чувствую, что интерес школьных администраторов в государственных школах к художественным и эстетическим предметам все больше и больше снижается. Кажется, что он не на равных с другими предметами. Это грустно, но такова реальность.
Уроки искусства предлагают различные возможности порефлексировать, поразмышлять над собой, над часто неверно понимаемой ежедневной юношеской реальностью.
На последовательных уроках искусства мы получаем просвещенных и критически мыслящих учеников, которые могут быть отлично обучаемы в области естественных и гуманитарных наук, и музыки.
Разве вы не желаете видеть таких людей в будущем? Не восприимчивых к ненавистным лозунгам и всегда готовых заглянуть за пределы своих собственных горизонтов?
Конечно, художественное образование для детей ограничено. Все формы, которые могут представлять собой опасность для образования ребенка, не должны преподаваться ни при каких обстоятельствах. Но это не должно быть целью хорошо организованного урока искусства. Скорее, это вопрос признания творчества и работы маленьких художников, и не всегда с точки зрения предположительно более знающего взрослого. Относясь серьезно к детям и молодым людям в творческом процессе и обмениваясь с ними идеями, мы гарантируем, что они будут увлечены и заинтересованы в искусстве до конца своей жизни.
Я сознательно выбрал именно такой материал, как клейкая лента. Он всегда бросает мне вызов. Позволяет постоянно подвергать сомнению мой взгляд на формы, поверхности и структуры, и абстрагировать их. Это постоянный процесс. Если бы я работал с ручками, кистями или другими вспомогательными средствами, я мог бы достичь совершенно других результатов. Для детей довольно необычно работать с лентой. Но это не мешает им использовать скотч для реализации своих творческих процессов.
Конечно, дети интересуются искусством. Несмотря на то, что, возможно, они еще не понимают многих вещей, но имеют особый, невинный интерес к искусству.
И повторюсь: всегда важно поговорить с детьми об этом и показать, что относитесь к ним и их мыслям серьезно.
Ни один ребенок не любит учиться под руководством всезнающего взрослого.
Нет определенного состояния творчества. Все создается в процессе. Если бы я знал заранее, что получу на выходе, мне даже не нужно было бы создавать работу. И в таком процессе нет состояния творчества.
Относись к детям серьезно. Поговорите с ними и предоставьте им безопасное пространство для творческого развития. Я всегда называю своих учеников маленькими художественными исследователями. Они должны попробовать себя, исследовать материалы, а я не подвергаю сомнению их результаты. Только эта свобода создает интерес.
Почему бы и нет? Я отправляю своего лиса, вооруженного выключателем света, совершать великое путешествие открытий по всему миру: лис наблюдает, анализирует и комментирует свое окружение, иногда он также нажимает выключатель света, который должен превратить непопулярные районы в лучшие, более интересные. Вот и все.
Фотограф Евгения Станишевская