Вряд ли кто-то сможет дать стопроцентную гарантию, что, следуя определенным принципам, получится воспитать из ребенка успешного бизнесмена, но развить у него предпринимательское мышление вполне возможно
Успешность человека в современном мире зависит от его способностей, развитие которых становится одной их важных миссий родителей. Для многих мам и пап понятие успеха тесно связано с умением создавать и развивать собственный бизнес. Стремясь развить в ребенке предпринимательские навыки, важно понимать, на что стоит обратить внимание в повседневной жизни с самого раннего возраста.
Вне всякого сомнения, курица и яйцо являются учителями друг для друга. У них нет другого выбора. Особенно при наличии здоровых амбиций в развитии и достижении целей. Ведь невозможно научить ребенка следовать каким-либо принципам, не соблюдая их самому. Пример родителей — самый лучший и эффективный учебник для детей. Прекрасно, если мама и папа являются образцом для подражания как в личной жизни, так и в профессиональной. Если же ощущаются пробелы в каких-то сферах, дети — отличный стимул их заполнить. Воспитать успешную, гармонично развитую личность гораздо проще, если таковыми являются и родители. Работая над собой можно убить двух зайцев сразу: улучшить качество собственной жизни, сэкономить на курсах и пособиях для детей, ведь многому они смогут научиться в семье.
Если с детства задать верную траекторию для развития ребенка, то можно начать получить множество бонусов уже в подростковом возрасте. Не всегда интуиция подсказывает родителям правильные пути в воспитании. Ставя цель развить определенные способности, стоит рационально ответить на вопрос, какие действия могут в этом помочь? К примеру, ни один руководитель не справится со своими обязанностями без умения принимать решения. Это говорит о том, что стоит давать возможность ребенку делать самостоятельный выбор и отслеживать его последствия. Малышам можно предлагать выбрать место для прогулки, одежду из заранее приготовленных вариантов, еду в супермаркете. Чем старше ребенок, тем больше самостоятельных решений он может принимать. Главное, не устанавливать лишних рамок и не нагружать избыточной опекой, а подсказывать, поддерживать и направлять, быть чуткими и внимательными.
Развивая навык принятия решений, остро должен стоять вопрос об ответственности за последствия этих самых решений. Родители могут помогать ребенку анализировать причинно-следственные связи событий в его жизни, а также направлять в процессе выбора. «Ты хочешь поехать к другу на дачу на выходные? Отличная идея! Но, возможно, вечерами на будущей неделе тебе придется заняться выполнением домашних обязанностей, которые ты не успеешь сделать в субботу и воскресенье» — такого рода подсказки учат принимать осознанное решение, понимать, какие последствия несет тот или иной выбор. Ребенок должен понимать, что если дозволенную порцию мороженого сегодня он уже съел, то новая не появится, а если сегодня делать уроки нет энтузиазма, то вместо него их никто не сделает, а завтра в школе ему придется выкручиваться из неприятной ситуации. Чем раньше ребенок почувствует ответственность за собственные поступки, тем быстрее он станет самостоятельным и уверенным в себе и своих силах. Для начала зоной ответственности может стать порядок в игрушках, затем порядок на рабочем столе, процесс обучения в школе и в секциях. Чем больше опыта получит ребенок в процессе взросления, тем с более разнообразным багажом знаний он войдет во взрослую жизнь. Поэтому воспитывая самостоятельную осознанную личность, стоит отодвинуть подальше желание во всем помогать и держать жизнь ребенка под полным контролем.
Обретая больше свободы, человек естественным образом будет сталкиваться с трудностями. Если делать это плавно, поступательно расширяя зоны ответственности и самостоятельности, то значимость проблем, которые придется решать, будет возрастать от мелких и повседневных до серьезных и жизненно важных. Тем самым ребенок будет развивать способность преодолевать трудности, без которой не состоялся ни один предприниматель или руководитель. Это не значит, что стоит оставлять сына или дочь наедине с проблемами. Ребенок должен знать и чувствовать, что родители готовы оказать поддержку в трудной ситуации, дать совет или просто побыть рядом. Одна из главных идей, которую следует доносить до детей, — каждый человек является сценаристом собственной жизни, все, что мы делаем или не делаем сегодня, будет иметь свои последствия завтра. Осознав это в детстве, в будущем человек сможет серьезно сэкономить на работе с коучами и психологами.
Тайм-менеджмент, или способность эффективно распоряжаться собственным временем, — еще один навык, который следует начать формировать у ребенка как можно раньше. Уже в начальных классах школьник должен знать свой распорядок дня и уметь грамотно пользоваться свободным временем. Сделать уроки, а потом покататься на велосипеде. Сходить на спортивную секцию, а потом увидеться с друзьями и сходить в магазин. Неважно, какое количество дел успеет выполнить ребенок, главное — способность следовать собственному плану и умение грамотно этот план составить, ориентируясь на собственные цели и возможности.
Что если у ребенка нет цели? Это абсолютно нормальное и частое явление. Следует говорить с сыном или дочерью о том, для чего он или она получает те или иные знания или ходит на теннис три раза в неделю. Родитель может примерить на себя роль наставника, обсуждая реальные цели для ребенка на определенные временные периоды. В спорте реально улучшить собственные результаты, а в учебе — защитить проект или успешно сдать экзамен. Составить план достижения цели, прописать задачи, которые необходимо выполнить, придумать поощрение — это реальные инструменты, которые работают как для взрослых, так и для детей. Целеустремленность — это необходимое качество для предпринимателей и бизнесменов, без которого успешно вести проект, а уж тем более управлять собственной компанией не получится. Безусловно, такая черта личности может быть дана человеку с рождения, но если у ребенка она не проявляется, это не значит, что ребенку будет трудно добиваться желаемых результатов. Трудно будет в том случае, если человек не будет обладать необходимыми инструментами. Замечательно, если еще в детстве ребенок научится планировать свою деятельность, формулировать задачи и систематично выполнять действия, направленные на достижения целей. Для начала можно использовать желание получить новый велосипед или гаджет, идею организовать вечеринку или день рождения. Любое событие или покупку можно превратить в обучающий кейс, пройдя который ребенок получит ценный опыт, который абсолютно точно сможет использовать в будущем.
Отдельно хочется отметить необходимость развивать финансовую грамотность, ведь ее значение сложно переоценить. Можно зарабатывать сотни тысяч рублей и оставаться ни с чем при неумении грамотно распоряжаться бюджетом. Детям можно подарить то, что поможет им стать миллионерами как можно раньше, — знания о том, как управлять деньгами. Информационное пространство пестрит заголовками, обещающими помочь избавиться от долгов или накопить на автомобиль. Весомое преимущество в жизни есть у людей, которые уже сейчас живут без кредитов, точно знают, сколько зарабатывают и тратят, имеют планы достижения финансовых целей, а ведь всему этому можно научиться точно так же, как чистить зубы по утрам и собирать портфель в школу. Можно говорить о базовых стратегиях поведения родителей, которые помогут в становлении финансовой грамотности ребенка:
· Помогать ребенку адекватно воспринимать реальность. Родители часто ошибаются, следуя принципу «все лучшее детям»: детские комнаты могут быть завалены новыми игрушками, притом, что родителям может не хватать средств на более необходимые вещи. Стоит изначально показывать ребенку реальную картину жизни, ведь запрос на новые игрушки со временем сменится ожиданием обновленных версий гаджетов, личного авто и недвижимости. Даже если финансовая ситуация в семье позволяет обеспечить детей всем вышеперечисленным, необходимо серьезно подумать над тем, что именно и в каком возрасте действительно необходимо ребенку.
· Разумное потребление. Можно научить ребенка рационально подходить к вопросу приобретения новых вещей. Существует множество лайфхаков на эту тему, например, откладывать покупку на некоторое время. Возможно, те самые наушники, без которых жизнь была черно-белой еще вчера, сегодня потеряют свою актуальность. А также очень действенными способами контроля покупок являются списки для похода в магазин, списки подарков для родственников и друзей и другие виды фиксации предстоящих затрат, которые помогут заранее их спланировать и оценить актуальность.
· Карманные деньги — важнейший инструмент финансового обучения, который призван помогать детям получать опыт в управлении собственными средствами. В семье необходимо установить правила, на какой период и какую сумму родители будут выдавать ребёнку, и придерживаться их, не увеличивая выплату по запросу. Так ребенок быстрее научится планировать свои расходы. Не стоит деньгами мотивировать детей хорошо учиться или поддерживать порядок в комнате, ведь это имеет мало общего с реальной жизнью, в которой платят далеко не за мытье посуды на собственной кухне.
· Ведение бюджета. Каждый человек, в том числе ребенок, должен иметь реальное представление о своих доходах и расходах. Стоит выбрать вариант, который покажется ребенку самым удобным: ведение ежедневника, использование специальных приложений на смартфоне или программ на компьютере, неважно, как и в каком формате, главное, фиксировать все финансовые операции и анализировать их. Ребенок должен понимать, что на билет в кино, например, ему может не хватить, если он будет каждый день покупать в буфете сладости.
· Создание капитала. Вне зависимости от размера бюджета стоит откладывать часть средств из него. Объясняя ребенку, как накопить на новые джинсы или скейт, родители могут передать инструмент, который в будущем поможет купить квартиру и машину.
Максимально полезны и необходимы детям не новые телефоны, компьютеры и иные блага, а знания о том, как заработать деньги, сохранить их, приумножить и самому купить все необходимое. Самостоятельность и ответственность, которые нужны во всех сферах жизни, должны наиболее острым образом проявляться в финансовых вопросах. Безусловно, намного проще освоить азы управления деньгами в том случае, если близкие могут объяснить их на живом примере. Если родители чувствуют, что отличной оценки по финансовой грамотности они еще не заработали, то можно вместе с детьми расширять свои знания, используя множество доступных на сегодняшний день ресурсов.
Существует множество книг, обучающих финансовой грамотности. Детям 6-11 лет будет понятна и интересна книга «Пес по имени Мани» Бодо Шефера. Главный герой лабрадор Мани — настоящий специалист по финансам. Из историй об умной собаке и ее хозяйке можно узнать, как правильно общаться с деньгами и приумножать их. С помощью книги Татьяны Поповой и Анастасии Булавкиной «Волшебный банкомат» школьники и дошкольники смогут узнать, откуда берутся деньги и как работает банк.
Для подростков будет полезна книга «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки, адаптированная для детей: с помощью схем и упражнений она поможет освоить основы финансового управления. С помощью притч из книги «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона можно научиться азам обращения с деньгами. Серия книг Ло Фелиция и Джерри Бэйли «Твои деньги», «Заставь деньги расти», «Как потратить деньги с умом» учат основам экономики, в книгах подробно разбирается, как подростку открыть собственный бизнес, как избежать долгов, как правильно инвестировать и многие другие экономические вопросы.
На рынке анимации существует мультфильмы, обучающие финансовой грамотности. К примеру, «Смешарики: Азбука финансовой грамотности» — герои мультфильма рассказывают о различных аспектах мира финансов: что такое доходы и расходы, как накопить на велосипед и управлять своими личными сбережениями. В сериях мультфильма «Азбука Денег» тетушки Совы дети узнают о бережливости и разумном потреблении.
Для подростков особенно интересны будут фильмы «Стив Джобс», «Основатель», «Социальная сеть» и другие картины о предпринимателях. А также полезными будут документальные фильмы и мультфильмы об экономике: «97% владения», «Восхождение денег», «Откуда берутся долги и инфляция».
Однозначно, максимальный эффект от просмотра таких фильмов будет достигнут в том случае, если родители обсудят с детьми сюжет картины, главных персонажей, основные события, поступки героев и их мотивы, вместе подумают, какие полезные для жизни выводы можно сделать.
В связи с популяризацией предпринимательства появляется все больше курсов и секций, на которых дети обучаются лидерству, командной работе, проектной деятельности, основам менеджмента и экономики. Такие бизнес-школы для детей, как Kinder MBA, «Основатель», Miniboss, активно набирают свою популярность. Понимание того, что в современном мире необходимо развивать soft skills, заставляет мам и пап искать дополнительные источники знаний для своих детей. Для этого могут отлично подойти адаптированные под возраст ребенка бизнес-курсы. В рамках обучения в детских школах предпринимательства мальчики и девочки, как правило, создают проекты под руководством наставников, работают в команде, играют в деловые игры, учатся повышать собственную эффективность. Фактически, такие курсы являются прототипом взрослого MBA. По окончании или в процессе обучения в детских бизнес-школах некоторые ученики начинают зарабатывать с помощью собственных проектов, привлекают инвестиции, собирают команды.
Возможно, узнав больше о предпринимательстве, ребенок не захочет становиться бизнесменом, но кем бы он ни стал, знания в области менеджмента, финансов, проектной деятельности, коммуникаций будут для него ценным ресурсом на протяжении всей жизни.