Современный родитель хорошо знает (а заодно, как мантру, повторяет себе и родственникам): «Способности и навыки ребёнка надо развивать с раннего возраста». Это знание вскоре превращается в бесконечные попытки использовать детское время максимально эффективно. В результате дети редко остаются наедине с самими собой. На примере конкретных исследований разберёмся, почему иногда полезно отложить гаджеты в сторону и дать ребёнку немного поскучать.
Так какую пользу получает ребёнок, когда ничем не занимается? Исследовательницы Карен Гаспер и Брианна Миддлвуд из Пенсильвании выяснили, что скучающие люди справляются с творческими задачами лучше тех, кто просто расслаблен или, наоборот, сконцентрирован. «Скучающий» мозг находит более необычные решения даже для простых задач, эффективнее обрабатывает информацию — именно это и пригодится во время уроков, проверочных работ, творческих занятий музыкой или рисованием.
Хотя многим кажется, что многозадачность — то, без чего современному человеку не обойтись, всё не совсем так. В 2010 году учёные парижского Национального института здоровья и медицинских исследований выяснили, что без ущерба для качества мы можем справиться лишь с двумя задачами одновременно. Но и такая активность приводит к неприятным последствиям в виде стресса и быстрой утомляемости.
Что действительно важно и нужно уметь, так это переключаться между разными видами деятельности, погружаясь и основательно вникая в каждый по отдельности. А для этого важно оставлять пространство для отдыха и скуки.
Когда у ребёнка в руках нет гаджета, перед глазами — пёстрого мультфильма, а голова не занята решением примеров по математике, он наконец начинает думать о себе — действительно ли ему нравятся балет и профильная математика; почему с Веней ему интереснее, чем с Колей; как можно уговорить маму пойти на новый «взрослый» фильм в кино. Проще говоря, ребёнок рефлексирует, когда у него есть свободное от забот время. Оставшись наедине с собственными мыслями, дети обдумывают и свои отношения с родителями. Кроме того, как говорят детские врачи, в это время формируется ощущение причастности к семье и дому.
Чтобы осмыслить свои отношения с мамой, папой, родственниками и друзьями, дети придумывают всевозможные сюжетно-ролевые игры. В дошкольном возрасте это ведущий тип деятельности, через них ребёнок начинает ориентироваться в межличностных отношениях, понимает причинно-следственные связи разных явлений, примеряет на себя разные социальные роли.
Экспериментировать и изобретать новые игры ребёнка побуждает именно скука, ведь у гаджетов и настольных развлечений уже есть чёткие правила, которым надо следовать. А когда скучаешь, приходится придумать собственные — именно такая игра, говорит педиатр Кеннет Гинзбург, помогает развивать максимально полезные и важные навыки: память, мышление, внимание, эмоциональный, практический и социальный интеллект.
Именно через игру по собственным правилам дети учатся решать проблемы, причём зачастую в условиях неопределённости — безусловно полезный навык, который пригодится в любом возрасте. Он отвечает за реакцию детей на незнакомые ситуации и умение дробить сложные ситуации на маленькие подзадачи.
Родители в это время получают возможность познакомиться с детским миром и укрепить отношения, включившись в игру. Важнее всего следовать уже установленным ребёнком правилам. Помните, что взрослый здесь всего лишь гость и внимательный наблюдатель.
«Количество времени, которое дети свободно играют, сокращается из-за всеобъемлющего контроля родителей», — пишет педиатр Эстен Энтин в своём исследовании о детских ментальных заболеваниях. Через игру ребёнок учится следовать правилам, контролировать свои эмоции и распознавать чужие. В том числе злость и страх, устойчивость к которым снижает риск целого ряда тревожных расстройств.
Если дети много играют в своё удовольствие и по своим правилам, они куда меньше подвержены и депрессии
В раннем возрасте социальная игра — один из самых важных для детей элементов развития, поэтому в садике и младшей школе именно хорошо знакомые со свободной игрой и игрой по правилам дети лучше заводят друзей и меньше конфликтуют со сверстниками. А ещё дети, которые чаще играют, счастливее — их мозг вырабатывает больше эндорфина. Возможность свободной игры — это крупная инвестиция в эмоциональное и ментальное здоровье ребёнка, заключает Эстер.
Все предыдущие советы покажутся бесполезными родителям, которые хоть раз оказывались в ситуации, когда оставшийся без планшета ребёнок жалуется, что ему нечего делать. Он становится беспокойным и раздражительным, потому что привык к мобильным играм и бесконечным кружкам. А значит, ему потребуется время, чтобы он снова привык к давно забытому ощущению скуки.
Детский психолог Мелисса Бёрнстайн рассказывает сразу о нескольких способах помочь ребёнку не бояться скуки. Обратите его внимание на те игрушки, которые у него уже есть, — «старым» вещам можно найти необычное, новое применение. Ещё Мелисса советует вместе с ребёнком составить список занятий, которыми он может заняться. Это не обязательно должны быть полезные дела вроде уборки или выполнения домашних заданий — достаточно того, что это поможет ему перестать волноваться и найти себе досуг по душе.
Самым эффективным методом Мелисса называет бездействие. Не нервничайте вместе с ребёнком, а лучше расслабьтесь, дайте ему самому сообразить, что делать.
Пока сын или дочь формируют свой подход к совладанию со скукой, родитель учится терпению
Умение наблюдать за ребёнком, вместо того чтобы контролировать его, — ключевой для воспитания навык, а детская скука — один из самых простых и безопасных способов развить его. Учиться давать выбор и спокойно относиться к его последствиям в средней и старшей школе будет намного труднее — и куда более волнительно.
Впереди — долгие зимние каникулы, когда заскучать запросто могут и дети, и взрослые. Вот что психолог Катерина Дёмина советует всем родителям:
«Слоняющийся по дому, ноющий, канючащий, какой-то воспаленный ребенок — просто бомба замедленного действия. Поэтому родители стараются максимально плотно составить программу развлечений на каникулы: две ёлки, спектакль, кино, поездка, визиты к родственниками. К концу этого, с позволения сказать, «отдыха» и ребенок, и родители уже совершенно измотанны. И клянут на все лады законотворителей, придумавших эти (пи-и-и-п) каникулы.
Я хочу спросить у родителей: а почему бы не дать ребенку прожить свою скуку от начала и до конца? Не бросаться его развлекать, не придумывать варианты, не включать электронику. Ведь именно в эти, на взгляд внешнего наблюдателя, пустые часы и происходит созревание души, возникают идеи, кристаллизуются замыслы. В ребенке проявляется творец».