Детский и семейный психолог Екатерина Гольцберг о причинах задержки развития речи и решениях этой проблемы.
Возможно, это вас и удивит, но в современном мире коммуникаций и ценности информации одной из самых распространенных является проблема речевого развития детей. Каждый второй ребенок в возрасте от двух до четырех лет попадает ко мне, как к психологу, с задержкой речевого развития. Тенденция роста подобных проблем наблюдается последние 20 лет во всем мире. Но если в начале 70-х такие нарушения были всего у 4% детей, то на сегодняшний момент число детей с данным диагнозом возросло почти в семь раз. С такой тенденцией одной из самых востребованных профессий скоро будет логопед-дефектолог.
Речь — необходимое условие полноценного развития человека, ибо это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, управления своим поведением, осознания своих чувств и себя как личности. Для понимания проблемы важно знать, что речь бывает активной и пассивной. Активная речь — это непосредственно то, что ребенок говорит, т. е. может произнести вслух. Пассивная выражается в форме понимания чужой речи, например, вы просите ребенка подать вам телефон, и он подает вам именно телефон, а не что-то другое, находящееся в его поле зрения. Он отличает ложку от вилки, стул от табурета, конфету от карандаша, конечно же, при условии, что вы сами не путаете названия.
У детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Считается, что ребенок сначала учится понимать чужую речь, просто слушая окружающих, а потом уже начинает говорить сам. То есть его пассивная речь развивается раньше. Однако следует учесть, что уже с первых недель жизни ребенок распознает особенности речи матери и уже в этот период учится говорить активно. Посему важно начинать говорить с малышом как можно раньше. Как ни парадоксально, многие родители не считают необходимым разговаривать с младенцами, не видя в них личность и полагая, дескать, они все равно ничего не понимают, так зачем вообще сотрясать воздух.
Давайте попробуем разобраться, в чем причины задержки речевого развития, и почему наши дети упорно "отказываются" с нами говорить.
На приеме трехлетний малыш. Войдя в кабинет, он пролетает мимо меня в сторону яркой игрушки, даже не остановив на мне взгляд. Кажется, что никого кроме него в кабинете и нет. Пока ребенок занят игрушкой, он не отвечает на вопросы, не реагирует на раздражители, и даже мама не может ничем привлечь его внимание. Но вот игрушка наскучила малышу, и он, обратив свой взор на маму, произнес: "А-аа". Мама извлекает из сумки бутылочку с компотом и вручает мальчику. Он удовлетворен. Только ей самой известно, что означало это "а-аа", но по реакции видно, что она "угадала". За время всей встречи было еще несколько протяжных гласных, на которые мама реагирует мгновенно, как фокусник, доставая из сумки еду, игрушки и другие, интересные ребенку, предметы. Вскоре малышу наскучили все эти манипуляции, и он затягивает уже протяжное громкое "А-аааа!". На этот сигнал мама реагирует извлечением из недр сумки планшета. С этого момента малыш затихает, и отвлечь его внимание от заветного гаджета уже ничем невозможно. Это не конкретный пример, это типичный случай.
Причин нарушений речи может быть множество, и задержка речевого развития — часто результат целого комплекса в той или иной степени поправимых проблем. Но гораздо важнее на более ранних этапах замечать некоторые несоответствия, и тогда многие проблемы можно избежать.
Первое, что я рекомендую, — проверить у ребенка слух. В принципе при любых проблемах с речью визит к отоларингологу не будет лишним. Мне известен случай, когда нарушение слуха у ребенка обнаружили уже при приеме в школу. До этого способный по природе мальчик научился читать по губам. Проблема выяснилась, когда артикуляция говорящих с ним чужих людей стала сильно отличаться от артикуляции его близких. Отоларинголог может обнаружить и другую проблему — слишком короткую уздечку или слишком крупный язык, что может вызывать трудности при говорении, в результате чего ребенок предпочитает молчать.
Задержку речевого развития способен выявить и врач-невролог. Так что плановые походы к нему в рекомендуемые сроки пропускать не стоит. Помните, что речь человека начинает формироваться с рождения, и до того, как ребенок произнесет первое слово, его речь проходит такие стадии развития, как гуление и лепет. Именно отсутствие этих стадий может обнаружить невролог. Бывают случаи, когда задержку речевого развития "предвещают" иные сопутствующие диагнозы — обстоятельства рождения, периода беременности, генетические нарушения, патологический (повышенный или пониженный) тонус мышц и пр.
Следует знать, что задержка речевого развития — один из главных признаков детского аутизма. Если у малыша обнаруживаются отставание речевого развития и симптомы отсутствия стремления к контактам, можно предположить, что этот ребенок — аутист. Такие дети не улыбаются, не оживляются при виде родителей, часто не смотрят в глаза. Но диагноз такому ребенку вы не имеете права ставить самостоятельно. Только квалифицированный детский психиатр может поставить диагноз аутизм. Психолог тоже не имеет на это права, он может всего лишь предположить, но для постановки диагноза направит ребенка к врачу. Идти или не идти к психиатру — это, конечно, ваш выбор, но для полноценной адаптации ребенка к условиям реальной жизни вам придется во многом поменять свои представления о детях, а значит воспринимать реальность полноценно.
Теперь о "бытовых" причинах задержки речи.
Назовем первую так — "успокоительный гаджет". Безусловно, за тот промежуток времени, пока в руках у малыша заветный планшет или телефон, мама успевает сварить борщ, постирать и повесить белье, накормить младшего братишку, папу и даже выгулять собаку… Но, как правило, у ребенка, рано познавшего прелести "компьютерной жизни", — не только проблемы с речью, он раскоординирован, у него ярко выраженные вспышки агрессии, проблемы с питанием, засыпанием, он долго не может успокоиться при минимальном раздражении. Важно понимать, что мозг маленького человека развивается в последовательности, предполагающей качественные переходы от одной ступени развития к другой, где каждая предшествующая является основой последующих ступеней или стадий развития.
Предметно-манипулятивная деятельность — основная в период младенчества, за которой следует предметная. Ребенок в этот период развивается за счет исследования предметов из окружающего его мира. И в этот период реальный кубик в руках малыша непосредственно развивает его. Он может взять его в руку, в рот, лизнуть, бросить на пол, постучать им по другому кубику и т. п. Но кубик на экране планшета не обладает набором свойств, необходимых малышу, и, естественно, не может стимулировать развитие мозга, дать понимание свойств и качеств предметов. Ведь свойства всех виртуальных предметов одинаковы — плоский гладкий экран! И гордость, с которой родители хвастаются друг другу о том, как ловко их малыш управляется с планшетом, — абсолютно ложный посыл. Поэтому правило номер один: до трех лет — никаких гаджетов! Компьютерные игры можно вводить в деятельность ребенка только после того, как он освоил традиционные виды детской деятельности — рисование, конструирование, восприятие и сочинение историй. Когда малыш научится самостоятельно играть в обычные детские игры — ролевые, манипулятивные, моторные, логические.
О развитии мелкой моторики — отдельный разговор. Многие уже знают, что развитие мелкой моторики каким-то дивным образом влияет на развитие речи, и мамы с материнским рвением заставляют малышей работать пальчиками. Действительно, мозг человека устроен так, что, говоря простым языком, участки головного мозга, отвечающие за речь и мелкую моторику, связаны, и, развивая один участок, мы стимулируем развитие другого. Это, кстати, часто используют и у взрослых людей при поражениях головного мозга (инсультах). В процессе реабилитации им рекомендуют вязать, вышивать, лепить и т.п. Но мелкую моторику невозможно развивать, не развивая общую, а это — умение ребенка ловко и скоординировано двигаться. Например, бросать и ловить мяч, прыгать, двигать синхронно руками, ходить по лестнице и по "бровке" (дети действительно это очень любят!).
Иногда простые упражнения на координацию движений — лепка, рисование карандашами, застегивание пуговиц, шнурование — могут серьезно стимулировать развитие речи. Важно понимать и обратные процессы: если центры речи и моторики настолько связаны, то бить ребенка по рукам — категорически запрещается! Вспомним оскароносный фильм "Король говорит", где король Англии Георг VI испытывает большие трудности от заикания, приобретенного в детстве: отец бил его по рукам, переучивая писать правой рукой, ведь будущий король был левшой.
Часто речевое развитие, как ни странно, тормозит двуязычная среда. Огромное количество семей в современном мире складываются из людей разных языковых культур и являются дву- или многоязычными. У детей, живущих в многоязычной семье, — своеобразные особенности в развитии речи. Но нормальное развитие двуязычной речи будет формироваться при условии, если ребенок будет постоянно слышать эту речь, и если у него нет отставаний в психическом развитии.
Считается, что многоязычные дети овладевают произносительной частью речи медленнее и так же медленнее воспринимают звуковые сочетания в языке. Но, во-первых, многое зависит и от особенностей самих языков: близкие по грамматическим конструкциям и произношению языки осваиваются проще и быстрее, чем совершенно разные (впрочем, как и у взрослых). Чем сильнее разница в произношении одного и того же слова на языке матери и отца, тем сложнее его освоение. Ребенку нужно усвоить не только словесное название тех или иных предметов, но и соотнести их на одном и на другом языке между собой.
Процесс освоения речи может быть немного более растянутым во времени, поскольку объем усвоения информации увеличен в два-три раза (исходя из количества языков), но на общем психическом и моторном развитии это никак не отражается. Но тут важно условие присутствия раздельной языковой среды — каждый родитель должен говорить с ребенком на своем родном языке и не заимствовать сам слова из другого языка. Проще говоря, от родителей ребенок должен слышать эталонную речь, а не суржик, следует всегда "поправлять" ребенка, если он, говоря на одном языке, использует слова из другого. Выводы в этом вопросе делать вам.
И самым удивительным образом задержка речи проявляется у детей гиперзаботливых мам. Такие мамы, являясь в крайней степени перфекционистками, просто не дают возможности ребенку заговорить. Они улавливают желания малыша по движению его руки, вскинутой брови или отклонению уголков губ. И у такого ребенка просто нет необходимости говорить! Его понимают даже не с полуслова, а с полубуквы! Точно иллюстрирует ситуацию анекдот:
В одной семье был единственный сын, который ничего не говорил. Мальчика таскали к различным профессорам и логопедам, но те лишь разводили руками и ничего не могли поделать. Прошло время, мальчику исполнилось семь лет. Как-то утром, когда вся семья завтракала, он вдруг четко и внятно говорит: "Почему каша пересолена?". Родители забегали, засуетились, спрашивают: "Почему же ты раньше не говорил?", а он им отвечает: "Так раньше все было хорошо!".
Речь — это деятельность, имеющая свою структуру. И на первом этапе важна ПОТРЕБНОСТЬ говорить. А она не возникнет, если мама по первому жесту ребенка будет давать ему требуемое и работать "переводчиком" для остального мира. Эта ситуация весьма удобна для ребенка, и сам малыш вряд ли захочет исключить этот комфорт, его нужно выводить оттуда на речевое общение именно родителям. Ребенок должен осознать, что речь ему необходима, что без нее он не получит желаемое.
Учитывая все вышесказанное, нужно понимать, что какими бы ни были изначальные проблемы задержки речевого развития, все-таки основной причиной может являться то, что сами родители не считают нужным много разговаривать со своим ребенком. Не слыша в достаточной мере речь взрослых, не видя артикуляции и не имея возможности ей подражать, малыш будет отставать в речевом развитии. Нельзя забывать, что речевое и умственное развитие тесно связаны, и не сформированная вовремя речь может повлечь за собой отставание в умственном развитии.
Для развития речи ребенка, прежде всего, необходимо создать благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком. Он должен постоянно слышать речь, обращенную к нему, а не с экрана телевизора. Для этого следует постоянно комментировать все бытовые ситуации и события жизни малыша. Например, сборы в садик, уборку постели, прогулку, процесс еды. Важно описывать все, что вы видите с ребенком, все, что вы делаете, и все что вы чувствуете, называя все простыми словами, стараясь не использовать чересчур длинных и сложных слов. Помощь в развитии речи оказывают чтение и заучивание стихов, считалочек, которые могут сопровождаться действиями, отображающими суть происходящего.
Наши дети растут в новых условиях тотальной занятости родителей, и, к сожалению, их проблемы — порождение новых условий жизни взрослых, их стремительной жизни и отсутствия времени. Но важно понимать, что реагировать как страус в этой ситуации не получится, и надежда на то, что все само рассосется, и ребенок "вдруг" заговорит, слишком мала, даже несмотря на заверения бабушек.