Психологи обнаружили причины, по которым школьники и студенты часто откладывают важную работу. И среди них нет лени. Педагоги могут помочь выполнять задания вовремя — достаточно сделать несколько простых вещей, которые значительно упростят жизнь юных прокрастинаторов.
Леонардо да Винчи потратил почти 16 лет на создание «Моны Лизы», но так и не завершил ее. Известный автор книги «Автостопом по Галактике» Дуглас Адамс говорил: «Я люблю дедлайны. Мне нравится свистящий звук, который они издают, проносясь мимо».
«Прокрастинация очень распространена», — говорит Пирс Стил, профессор бизнеса в Университете Калгари, в исследовании 2007 года. «Исследования показывают, что от 80 до 95% студентов колледжа занимаются прокрастинацией, приблизительно 75% считают себя прокрастинаторами, и почти 50%прокрастинируют последовательно, и это становится проблемой».
Если вы учитель средней или старшей школы, вполне вероятно, что в вашем классе есть прокрастинаторы — ученики, которые постоянно ждут до последней минуты, чтобы сдать задания, а домашку начинают лишь под вечер. К сожалению, у прокрастинации есть своя цена. Исследование 2015 года показало: чем дольше студенты бизнес-школы тянули со сдачей задания, тем хуже были их оценки. Ну а медицинские исследования связывают прокрастинацию с высоким уровнем стресса, депрессии, тревоги и усталости.
Считается, что студенты, которые откладывают всё на последний момент, делают это, потому что они не заботятся о хорошем результате, но, как правило, это не так, утверждает Девон Прайс, профессор социальной психологии в Университете Лойолы. Чаще всего причины, лежащие в основе прокрастинации, делятся на две категории: страх неудачи или непонимание, как лучше начать. «Чаще всего прокрастинация встречается тогда, когда задача считается важной и человек хочет выполнить её хорошо», — объяснил Прайс.
В этот момент лучшим решением будет сделать небольшой перерыв и заняться расслабляющей деятельностью.
Джозеф Феррари, профессор психологии в Университете Де Поля и ведущий эксперт по прокрастинации, провел несколько исследований на тему того, почему студенты откладывают важную работу. В 1989 году он обнаружил, что студенты колледжа часто откладывают дела из-за нерешительности: они тратят слишком много времени, беспокоясь, правильно ли они выполняют задание, увеличивая время, которое они тратят даже на простые задачи. Для этих студентов прокрастинация была механизмом преодоления стрессовых ситуаций.
В последующем исследовании Феррари выявил еще одну причину, по которой некоторые студенты откладывают задания: боязнь критики. Он заметил, что многим ученикам колледжа проще считать, что в низких оценках виноваты сорванные сроки, а не их собственные способности. И поэтому они постоянно всё откладывают. Такие студенты предпочитали «выбирать ситуации, в которых их публичный имидж не пострадал бы из-за плохой работы. В данном случае прокрастинация „защищает“ самооценку студентов и восприятие их идентичности».
В 1992 году Феррари обнаружил третий мотив прокрастинации. Некоторые студенты колледжа откладывали начало работы над заданием, потому что наслаждались чувством волнения из-за работы, которую надо сдать в определённые сроки. Это было их способом «добавить драмы в жизнь», он давал им прилив адреналина.
Итак, нерешительность, избегание и стремление к острым ощущениям становятся более вероятными объяснениями прокрастинации, чем лень или отсутствие мотивации.
Читай також Як подолати прокрастинацію у навчанні
1. Поставьте несколько дедлайнов. Учёные исследовали влияние трёх типов крайних сроков — равномерно распределенных, самостоятельно установленных или одного окончательного дедлайна. В первом эксперименте студентам было предложено сдать по одной работе в конце каждого месяца, определить собственные сроки сдачи или представить все три работы к концу курса. Во втором эксперименте студентам давалось задание — вычитывать три отрывка. Они или представляли свои задания еженедельно, в выбранном ими темпе, или сдавали всё сразу. В обоих экспериментах равномерно распределённые сроки не только улучшали качество работы студентов, но и снижали вероятность того, что они пропустят дедлайн.
Вместо того чтобы давать студентам большой проект с одним крайним сроком, разбейте его на более мелкие задачи с равномерно распределенными дедлайнами. Попросите, например, несколько черновиков статьи. Если ученик делает проект, попросите показывать его в нескольких «контрольных точках». Это может быть особенно полезно для школьников, которых пугают большие проекты.
2. Давайте обратную связь, которая поддержит учеников. Дети с низкой самооценкой могут неохотно работать, потому что боятся провала. Избегайте давать резко критические или отрицательные отзывы, которые могут заставить учеников нервничать или чувствовать себя неловко. Также будьте осторожны, давая обратную связь студентам в присутствии их сверстников: они могут чувствовать себя некомфортно.
3. Обучайте навыкам тайм-менеджмента. Исследование 2017 года показало, что многим студентам не хватает метакогнитивных навыков, необходимых для эффективного обучения, — например, умения выделять время для учёбы или обращаться за помощью. Многие участники исследования были удивлены, когда их первоначальные оценки оказались ниже, чем они ожидали, — у них не было точного представления о том, насколько хорошо они подготовлены. Затем им было предложено заранее спланировать предстоящее испытание и показать примеры того, как они могут подготовиться. Результаты оказались впечатляющими: по сравнению со своими ровесниками студенты, участвовавшие в метакогнитивной деятельности, набрали в среднем на треть больше баллов.
4. Давайте адекватную нагрузку. Согласно исследованию 2015 года, вероятность того, что ученики будут работать допоздна, возрастает, когда сроки выполнения различных проектов совпадают. Это легко может произойти в средней и старшей школе, когда у них уже есть несколько учителей и одинаково важных предметов. Дети также испытывают более высокий уровень стресса, если не могут справиться с несколькими заданиями, которые должны быть сданы одновременно. Попробуйте договориться с другими учителями, чтобы распределить равномерно основные сроки.
Иногда ученики сталкиваются с трудностями, которые мешают им закончить задание вовремя, — например, семейные проблемы. В таком случае гибкость в отношении сроков может помочь им оставаться на верном пути.
5. Давайте чёткие инструкции. Школьник, скорее всего, отложит проект, если не понимает, с чего начать. Убедитесь, что все ученики знают ваши ожидания и требования к заданию, — лучше всего изложить инструкции в письменном виде, чтобы дети могли ссылаться на них по мере необходимости. Вы также можете использовать примеры — например, работы учеников прошлых лет.