Osvitanova.com.ua

Как-то давно, готовясь к очередному выступлению, мне попалось исследование психологов Роберта Розенталя и Леноры Якобсон. В 1963 году в начале учебного года они провели тестирование IQ учеников. Учителям же детей сообщили, что целью тестирования является определение детей, которые, как ожидается, совершат прорыв в интеллектуальном развитии в предстоящем учебном году.

В каждом классе были произвольно отобраны несколько детей, а их учителей проинформировали о том, что именно эти дети должны проявить значительные успехи. Учителям также запретили говорить о сверхспособностях детям и не уделять им внимания больше, чем другим. Скорее вести себя так же, как и раньше.

По окончании эксперимента психологи еще раз измерили IQ всех детей и получили удивительные результаты: IQ детей, которым предрекали успех, существенно повысился.

Проанализировав все данные Розенталь и Якобсон пришли к выводу, что ожидания учителей влияют на интеллектуальное развитие учащихся. Другими словами, если учитель верит в интеллектуальные способности ребенка, он непроизвольно начинает помогать и поддерживать его в процессе учебы, создавая благоприятную среду для развития. Если же учитель считает ребенка слабым или неспособным, это оказывает противоположный эффект.

Читай також:  Зворотна сторона надмірної любові матері до дитини

В семье этот феномен также имеет место. Вера родителей в ребенка укрепляет его самооценку, тогда как постоянные придирки, унижения и оскорбления приводят к тому, что ребенок начинает себя вести в соответствии с ярлыком, навешенным родителем, учителем или близкими. То, что ребенок слышит, влияет на его поведение и успехи. Если человек верит, что может влиять на свои умственные способности (а это зависит также от того, верят ли в него значимые взрослые), это существенно повышает шансы достижения успеха. 

Если копнуть в этот эффект глубже, он касается не только школы, но и работы. Компании, где руководители больше упрекают и критикуют сотрудников, а не поддерживают, как правило, остаются далеко позади. И отношения к жизни в целом – если мы считаем, что наша жизнь не удалась, то склонны видеть ежедневно только негатив.

Одним из способов вырваться из этого эффекта самому – вести дневник всего хорошего, что случилось за день, записывать плюсы и почему любите свою работу.

В общении с детьми:

- хвалить за усердие, процесс, потраченное время, а не фокусироваться только лишь на ошибке, если что-то не получилось;

- рассказывать ребёнку истории успешных людей, которые спотыкались, падали, но находили силы подняться, потому что верили и не переставали мечтать;

- верить в своих детей. Поддерживать. Замечать в них положительное. Видеть их успешными. Им это, правда, очень нужно.

Источник фото Pexels.com

Поширити у соц. мережах: