Несоответствие компетенций работников требованиям работодателей растет и остается одной из главных проблем рынка труда в мире. Разбор докладает Global Education Future о мегатрендах и навыках будущего.
Массовое образование индустриальной эпохи не готовит к жизни в сложном мире, не развивает мышление, снижает творческий потенциал и способность к сотрудничеству. Чтобы решать проблемы XXI века, нужно менять систему образования и развивать новую модель общества, в основе которой будет коллективная мудрость и «основополагающая прагматика жизни».
По мнению авторов доклада, в ближайшие десятилетия изменения будут происходить под воздействием четырех основных мегатрендов. Почти все развитые страны, глобальные технологические корпорации, социальные движения и мировое научное сообщество поддерживает эти наблюдения.
Цифровизация — это появление цифровых технологий в разных сферах жизни. Мы живем во времена тотальной цифровизации, когда человек окружен данными через мобильные устройства, «умные» дома и города, дроны, роботов, «интернет вещей», импланты. В обществе меняется представление о том, что значит «быть человеком». Люди больше используют искусственный интеллект, дополненную и виртуальную реальности для усиления своих возможностей.
По оценкам компаний EMC и IDC объем всех цифровых данных достигнет 44 зеттабайта или триллиона гигабайтов в 2020 году. Если перенести эти данные в iPad Air с объемом памяти 128 ГБ, получится стопка планшетов высотой в две трети расстояния от Земли до Луны.
Современную эпоху считают Четвертой промышленной революцией или Индустрией 4.0. Принцип Индустрии 4.0. основан на внедрении новых цифровых и биотехнологий, материалов, возобновляемой энергии в промышленность и бизнес. Люди массово автоматизируют процессы и производство, внедряют искусственный интеллект, 3D печать, робототехнику.
Революционные технологии меняют работу и обучение. В ближайшие 15-20 лет половину «рутинных» задач физического и интеллектуального труда смогут заменить искусственным интеллектом или роботами даже при нынешнем уровне развития технологий. Технологии в некоторых областях могут заменить экономику массового конвейерного производства на производство «под запрос». Например, с помощью биотехнологий будут создавать искусственные органы.
Цивилизация достигнет «тотального изобилия». Люди будут уделять больше внимания творчеству, исследованию, общению с другими людьми и природой, а не удовлетворению базовых потребностей. Масштабная трансформация изменит целые профессиональные отрасли, но создаст новые рабочие места и секторы экономики. Исследователи выделяют минимум пять секторов, где появится достаточно новых занятий для человека.
1. «Новые технологические секторы. С развитием нового поколения технологий появятся новые отрасли, в которых потребуются работники. Например, разработчики и программисты «умных» энергосистем, производители городских роботов и беспилотного транспорта, разработчики возобновляемых биоинженерных материалов.
2. «Человекоориентированные услуги». Это услуги, основанные на том, чего не могут делать роботы. Искусственному интеллекту сложнее всего имитировать творческих подход и «человечность». Услуги от людей для людей останутся актуальными в сферах образования, здоровья, развлечения, дизайне. Например, в Японии популярна услуга «друг на время», когда вы можете заказать человека, чтобы близко пообщаться с ним несколько часов.
3. Виртуальные экономики. Люди смогут создавать экономики внутри игр, соцсетей и других виртуальных сред, чтобы жить и работать там. Виртуальная реальность помогает преодолевать практически все ограничения материальной реальности, создавать новые миры с собственными правилами. Профессиональные стримеры и майнеры — первые примеры профессий в этом секторе.
4. Сектор производства знаний. Спрос на контекстные знания, создаваемые в профессиональных сообществах, растет. Это hard skills и знания, которые применяют для решения конкретных задач. Например, создание видений и стратегий, систематизация новых практик организаций. Такие знания будут вырабатывать с помощью совместного творчества и объединения коллективного опыта.
5. «Зеленая» экономика. Этот сектор направлен на восстановление баланса между человечеством и планетой. В «зеленой» экономике всё больше людей играют роль садовников, лесничих и защитников естественной экосистемы Земли.
Авторы доклада считают, что в этих секторах появятся новые сферы занятости и самореализации, а не «работа» с позиции индустриального общества.
Общественные системы, созданные в эпоху относительной стабильности прошлого, могут не подойти для будущего. Под воздействием технологий общества, сообщества и организации быстро меняются, искусственные границы между человеческими занятиями исчезают. Будет появляться больше «творческих сообществ», в которых естественно переплетены творчество, работа, игра, жизнь. Люди будут вместе создавать новые прототипы образов жизни и запускать общественные изменения.
Чтобы удовлетворять потребностям людей и подготовиться к будущему, существующим социальным институтам придется меняться. Больше всего изменятся управленческие и финансовые системы. Появляются криптовалюты, «репутационные» валюты и другие системы управления благосостоянием на основе блокчейна. У людей меняются ценности и мотивация, деньги становятся не столь важными факторами.
Технологии развивают науку и медицину, поэтому продолжительность жизни человека увеличивается. Согласно существующим тенденциям, к 2050 году средняя продолжительность жизни в развитых странах будет примерно 100 лет. Создание лекарства от рака и нервных расстройств помогут большинству людей вести активный образ жизни как минимум до 90 лет.
Увеличение продолжительности жизни приведет к снижению рождаемости. С развитием городов и «городской культуры» люди будут заводить меньше детей. В странах с развитой экономикой теперь считается нормой иметь одного или двух детей. Теперь это происходит в странах Азии, Латинской Америки и Африки, где развивается урбанизация.
Наше общество еще не перешло на экологически чистые и восполняемые ресурсы. Производства, автомобили и добывающий сектор продолжают загрязнять окружающую среду, а сельскохозяйственные методы разрушать биосферу. Индустриализация приближает человечество к «точке невозврата», после которой мы не сможем восстановить планету, не справимся с экономическими и экологическими последствиями. «Зеленая» повестка потребует иначе думать и действовать миллиарды людей. Придется определить и развить новые компетенции для более здоровой, продуктивной, счастливой жизни.
Профессиональная и социальная жизнь меняются, больше людей вовлекаются в творчество в горизонтальных сообществах и организациях. Постоянное развитие становится требованием и частью жизни, помогает достигать личных и глобальных общественных целей. Глобальные изменения заставляют организации, сообщества и экономики сильнее конкурировать и создавать массовый спрос на «компетенции будущего». Такие компетенции помогают людям уверенно действовать, а не теряться в новом сложном мире.
Компетенции будущего включают профессиональные компетенции (hard skills, «жесткие» навыки), чтобы решать конкретные задачи и надпрофессиональные компетенции (soft skills, «мягкие» навыки), которые помогают решать задачи во всех профессиях, общественных и личных ситуациях.
В будущем человеку потребуются разные наборы «мягких» навыков:
1. Компетенции и знания, которые помогают справляться с неопределенностью, изменениями, сложностью и неоднозначностью будущего и компетенции коммуникации, креативности и сотрудничества.
2. Полезные для здоровья привычки, способности справляться со стрессом и навык понимать будущее: прогнозировать различные сценарии, разрабатывать подходящие стратегии действий и принимать лучшие решения.
3. Компетенции, чтобы справляться со сложностью цивилизации: системное мышление, решение проблем и принятие решений, поиск новых возможностей.
4. Знания и навыки для мира информационных и коммуникационных технологий: базовые навыки программирования, системное мышление и медиаграмотность. Важным навыком будет умение управлять своим вниманием в условиях информационного шума и перегрузки.
5. «Человеческие» навыки, которыми «не смогут овладеть машины»: эмпатия, эмоциональный интеллект, телесно-кинестетический интеллект и натуралистический интеллект, сотворчество, искреннее служение другим.
6. Навыки работы в разных дисциплинах и стремление достигать мастерства в разных сферах жизни.
Осваивая «компетенции будущего», мы можем стать более сложными людьми, которые способны жить в новом сложном мире. Общество и экономики ускоряются, становятся сложнее. Чем больше людей освоят новые компетенции, тем более устойчивым будет будущее.