Олег Оксюк — основатель онлайн-школы английского языка для детей Allright.com, рассказал, как «загубил» четыре проекта подряд и почему с пятым — онлайн-школой английского — удалось выйти в прибыль уже через два месяца.
Олег Оксюк
Я слышал, что в среднем выстреливает один проект из десяти. Мне повезло: у меня выстрелил один из пяти. За два года до Allright я запустил четыре проекта, которые не взлетели.
На каждую идею я тратил не более трех месяцев и нескольких тысяч долларов собственных сбережений. Это были разные проекты, которые я запускал сам или в партнерстве с друзьями:
сервис, чтобы дарить авиабилеты друзьям; помощь в выборе товаров для интернет-магазинов; вычитка текстов сайтов копирайтерами; программа для рисования в воздухе без касания экрана или мышки.Каждый раз мы запускали MVP (минимальный жизнеспособный продукт), тестировали его на реальных пользователях и понимали, что он никому не нужен. После каждой неудачи я расстраивался, но утешал себя тем, что потратил не так много времени и денег.
Я переехал с семьей в США. Мои дети пошли в общеобразовательную американскую школу и выучили английский язык за полгода — притом что дома мы говорили на русском. А я учу язык уже несколько лет, и результат не такой впечатляющий. Я понял, что начинать учить язык нужно как можно раньше — лучше до подросткового возраста, пока одинаково работают механизмы восприятия родного и иностранного языков.
Обучать детей нужно так, чтобы им нравилось. Этот принцип — основа нашей школы.
Я стал изучать рынок. В русскоязычном интернете быстро росла школа Skyeng, которая доказала, что можно эффективно учить английский онлайн. Тогда в Skyeng преподавали только взрослым. В Испании есть школа OpenEnglish. В Китае резко начал расти детский сегмент — школа VipKid тогда еще не была юникорном, то есть стоила меньше миллиарда, но развивалась очень быстро.
В мире полмиллиарда детей, которые изучают английский. Многие хотят заниматься онлайн, а хороший сервис для этого есть только в Китае. Я решил открыть свою онлайн-школу и обсудил идею с коллегами и потенциальными инвесторами.
Конечно, на стадии идеи никто не вкладывал деньги. Но инвесторы дали понять: если идея взлетит, им это будет интересно. Я запустил первое приложение через несколько дней.
Я нашел в соцсети по изучению языков italki 100 учителей, которые преподавали английский детям. Отобрал пятьдесят лучших и записался к ним на занятие — хотел посмотреть, как они его ведут. Восемь учителей мне понравились, и я предложил им поработать со мной. Согласились четверо — из США, Великобритании, Голландии и Австралии.
В то время я жил в США, но протестировать идею решил на русскоязычном рынке — это быстрее и дешевле.
Параллельно с подбором преподавателей я создал лендинг, запустил рекламу на Фейсбуке и через 29 дней получил первого платного клиента.
Я подключил администратора, которая общалась с клиентами и учителями и составляла расписание. Еще двое моих друзей написали о школе Allright на Фейсбук-странице. Еще через месяц у нас уже было 15 платных клиентов.
Продавать в школе, которая открылась буквально вчера, было непросто. Поэтому мы предлагали новым клиентам бесплатные пробные уроки по 60 минут. Мы и сейчас проводим пробные уроки, но уже получасовые. Учителя у нас были отличные, после бесплатного урока почти все ученики записывались в нашу школу. Здесь мы угадали с MVP — сделали упор не на разработке софта, а на поиске лучших учителей.
В первые месяцы работы мы не просили оплачивать много уроков вперед — достаточно было пяти и иногда одного. И всегда были готовы вернуть деньги, если уроки не понравятся. Но ученики оставались, деньги никто вернуть не просил. Мы поняли, что создали хороший сервис.
За два месяца с момента идеи мы:
Создали MVP. Подтвердили основную гипотезу, что родителям интересно покупать онлайн-уроки английского для детей на маркетплейсе. Создали работающую бизнес-модель — проект вышел в прибыль без учета постоянных затрат. Когда получил первую прибыльЗа два месяца я потратил на школу $561:
$324 – затраты на подбор учителей, платные уроки на italki; $200 – CMS (система управления контентом) онлайн-маркетплейса, который не пригодился, потому что в итоге все делали вручную и в Excel; $37 – хостинг и IP-телефония.Часть затрат сразу окупилась:
$846 заплатили первые 15 клиентов; $477 мы заплатили учителям за платные уроки; $186 заплатили учителям за бесплатные пробные уроки; $130 — эксперименты с Facebook Ads. Реклама на Facebook принесла 5 клиентов из 15. Важно, что не все клиенты были знакомыми.За два месяца прибыль составила $53, мы начали зарабатывать больше, чем тратили. Плюс, конечно, был минимальным. Мы переплачивали учителям, потому что нас никто не знал, у нас пока не было программного обеспечения. Все это можно оптимизировать и на больших объемах вывести проект в прибыль. Я убедил в этом инвестора.
Первых сотрудников я выбирал среди тех, с кем давно работал над другими проектами и в ком видел большой потенциал. Чтобы мотивировать их, я предложил им зарплату и опцион — небольшую долю в компании. Если мы станем суперуспешными, сотрудники, которые были со мной с первых дней, тоже хорошо заработают.
Когда я учился в МФТИ, удаленно работал программистом в одной американской компании. Помимо начальной зарплаты в несколько сотен долларов они почти сразу прислали мне опцион, в который я не верил. Спустя несколько лет нас купила компания Cisco Systems, и я сразу же погасил ипотеку.
Я решил масштабировать проект:
Перевел администратора на полный день, а через несколько месяцев подключил второго. Подключил к проекту двух программистов и дизайнера, которые начали создавать образовательную платформу. Когда клиентов стало больше 50, развернул amoCRM — чтобы вести учет клиентов в Excel. Договорился о посевных инвестициях. Инвестиции проще всего поднять от FFF (friends, family and fools) – друзей, семьи и «дураков». У меня сработал первый вариант, а еще я инвестировал в проект собственные деньги.За следующие три года мы построили кол-центр на 80 человек, он обслуживает более 7000 постоянных клиентов на русском, испанском и польском языках. Один из программистов стал техническом директором и построил нам отличную команду веб-, AI- и мобильной разработки. Большинство сотрудников компании работают из дому — так мы можем искать людей по всему миру. И благодаря этому мы безболезненно пережили карантин.
Сотрудники компании живут в 14 странах на четырех континентах (не считая учителей, которые из 35 разных стран). Иногда мы встречаемся и работаем в коворкингах. Например, на следующей неделе я поеду в Одессу, чтобы поработать с нашими методистами.
С нами сотрудничают 419 учителей из 35 стран, которых мы тщательно отбираем. Почти все наши сотрудники работают удаленно — это лучшие специалисты со всего мира: операторы кол-центра из Колумбии, Мексики, Боливии и Украины помогают клиентам из Испании, а программу занятий составляют методисты из Великобритании.
Недавно мы запустили мобильное приложение, где наши ученики практикуют разговорную речь с Лисенком Чарли.
Лисенок помогает и учителям на уроках. Скоро мы подключим к приложению преподавателей — они будут объяснять детям то, что не может объяснить анимированный персонаж.
Поделюсь выводами, к которым пришел за два года:
Нужно делать MVP дешево и быстро.Если проект не идет, нужно его бросать и переключаться на другую идею. Идеальный MVP — вообще без программирования. В AllRight у меня так и получилось, хоть я и сам программист. Возможно, проект взлетел как раз потому, что я на 100 % сосредоточился на бизнесе и не отвлекался на программирование.
Хорошая команда поможет расширить бизнес. Если проект успешно запустился, нужно нанимать в команду лучших специалистов как сооснователей или сотрудников с опционом и привлекать инвесторов.Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram