Osvitanova.com.ua

В Киеве есть школа, где самое страшное наказание – на один день отлучать от учебы. Это учебное заведение возникло после того, как группа инициативных родителей объединилась, чтобы создать школу, в которой будет самоуправление, предмет «Светлая голова» и занятия айкидо под руководством одного из одноклассников. Журналист Platfor.ma Григорий Пырлик провел день со второклассниками частной некоммерческой «Школы радости» и побывал на уроках, которые вели их родители.

 

– А теперь покажите разъяренного воробья!

 

Во втором классе – урок «Воспитание искусством». Мелом на доске написаны эмоции, а ученицы должны сыграть их. Те, кто не у доски – шумят, общаются и даже сидят на столе. Педагог Галина Толмачева никому замечаний не делает.

 

– Сегодня само содержание урока не требовало четкого проведения, чтобы все сидели чинно-важно и отвечали на вопросы, – объясняет учительница.

 

Также в программе: просмотр ролика с выступлением участницы шоу «Голос. Дети» – «чтобы показать ученикам, чего можно добиться в их возрасте», а потом джазовая импровизация «Муха-цокотуха». Под занавес – продекламировать колыбельную с разными эмоциями. Педагог объясняет: такие занятия помогают детям познакомиться с самими собой, владеть эмоциями, проявлять артистизм.

 

Выше не случайно использовано слово «ученицы». Сегодня – экспериментальный день: девочки и мальчики разошлись по разным классам. Пока ученицы Галины упражняются в вокале, у Николая Манько мальчики – за шахматной доской. Правда, без фигур – чтобы их получить, надо сначала решить шахматную задачку у доски школьной.

 

Один из учеников Николая – его сын Кирилл. Отца называет Колей, чувствует себя раскованно. Шахматы ему удаются, «квест» на право получить фигуры проходит одним из первых.

 

– Ты не можешь этой пешкой вообще ходить. Я тебя сразу собью, – это ребята уже разыгрывают партию.

 

Задание на дом: придумать свои шахматные правила. Чья идея интереснее, дети решат совместно, на обсуждении. Николай Манько объясняет, что шахматы нужны, чтобы дети научились думать наперёд: «Если я пойду так, он ответит вот так».

 

– Мы занимаемся с первого класса. Я их разделил на две группы – те, кто успешнее, и те, кто немного отстает. Сегодня мы вообще разделили девочек и мальчиков, а обычно все вместе. Наибольшие успехи делают именно девочки.

 

После шахмат мальчики идут на айкидо. За тренера здесь их одноклассник Лёша.

 

– Я уже 5 лет занимаюсь, у меня красный пояс, – спокойно констатирует он.

 

– А за что именно ты отвечаешь на уроке?

 

– Чтобы они друг друга не поубивали. Если не слушаются, могу гаркнуть пару раз. Побаиваются меня, я им на улице приёмы показывал, – говорит Леша.

 

"Светлая голова". Чему учат

Второй класс в школе – пока единственный. С сентября в школе появятся еще и первоклассники. Еще один первый класс администрация планирует набрать в 2018 году. После этого набор закроют надолго – пока воспитанники не вырастут. Довести учеников основательница школы Ольга Андрусич хочет хотя бы до девятого класса. Один месяц обучения стоит 3 тыс. грн.

 

Родители пятерых из пятнадцати учеников здесь преподают. По пятницам администратор приобщает к учительству остальных. Например, папа одного из ребят, финансовый консультант, пришел рассказать детям о своей работе.

 

– Деньги любят тишину, – пересказывает Леша самое запомнившееся.

 

Здесь бывают обычные уроки, когда дети чинно сидят за партами. А бывают такие, как, например, английский, когда ученики могут разлечься на ковре вокруг учительницы.

 

– Есть еще один особый предмет – «Светлая голова», – рассказывает Ольга Андрусич. – На нем дети решают нестандартные, нешаблонные, нетривиальные задачи. Это урок второй половины дня. Во второй половине дня у нас также оригами, живопись, работа с глиной.

 

В «Школе радости» дети проводят четыре дня в неделю, но с утра до вечера. Среда полуучебный день – дети по очереди ходят друг к другу в гости.

 

"Не хотели быть 41-ми по списку"

Соосновательница «Школы радости» Ольга Андрусич – педагог по образованию, консультирующая в качестве психолога. Много лет она наблюдала за изъянами отечественного образования, а потом создала детский садик, чтобы туда ходил ее ребенок. Затем решилась и на школу.

 

– Я не хотела, чтобы мой ребенок был 41-м по списку. Проблема в том, что как бы ни был хорош педагог, но в обычной школе он просто не может уделить время всем, – объясняет она.

 

В итоге вместе со второй соосновательницей школы Ольгой Коваленко арендовали особняк на Осокорках и начали искать учителей.

 

– Чем дольше ты в педагогике, чем опытнее, тем выше твоя планка в плане преподавателя. Ты хочешь не только, чтобы учитель не на суржике разговаривал, а чтобы у него еще и моральные качества были – чем он живет, как проводит выходные? – говорит Ольга Андрусич. – Здесь учитель – не только учитель, но и друг. Он очень серьезно поговорит с тобой, если ты делаешь что-то не так, но он же и обнимет, проведет с тобой время, сделает селфи, угостит «Наполеоном». Дети действительно чувствуют, когда учитель вкладывается в них полностью, они слушают, они мотивированы, не хотят ее огорчать.

 

Ольга подробно рассказывает об отличиях между «Школой радости» и государственными учебными заведениями. Говорит, что задачи ее инициативы – шире, чем у обычных школ: не только обучить, но и воспитать, социализировать.

 

– У нас четыре урока утром. В прошлом году мы пытались ставить больше уроков на вторую половину, но я увидела, насколько детям важно, чтобы было много свободной игры. Свободной – это не когда я подхожу с мячом и говорю: «Так, на счет три играем в выбивного», а когда они делают что-то свое: строят заводы или высиживают яйца пингвинов. Очень долго играли в полицейский участок. У них там было все серьезно: и шериф, и воры. В целом школа заменила им двор. Здесь они много времени вкладывают в обустройство собственного пространства. Вспомните, в детстве все строили халабуды – так вот в школе они этим и занимаются. При этом учитель должен быть с детьми в их игре, помогать уместными советами – а может, лопату возьмем? А давайте помогу крышу сделать? – Но не настаивать на своем командным тоном.

 

Преподававший шахматы Николай Манько продолжает: иногда в школе устраивают тематические недели. И тогда все предметники подстраивают свои уроки под это направление – например, все на тему космоса.

 

Николай уверяет, что отдавать своего Кирилла в государственную школу он даже не пытался – хватило негативного опыта с государственным детсадом.

 

– Там никто не прислушивался к пожеланиям, которые звучали от родителей. Например, когда я создал группу в Facebook, чтобы обмениваться разными идеями с родителями других воспитанников, администратор детсада на меня рассердилась, сказала, что я лезу не в свое дело. Зато здесь у нас было предварительное собрание, администратор сама с нами обсуждала, что мы хотим. Например, я учитель математики и физики. Мое мнение о том, как надо преподавать математику, услышали – решили отойти от базовой школьной программы, изучать также математическую логику.

 

Слушают здесь и детей. На собраниях ученики обсуждают школьные проблемы, предлагают наказания для провинившихся. Среди самых жестких вариантов – один день не пускать в школу.

 

– Они придумывают серьезные наказания. Например, никогда больше не брать велосипед. А я занимаюсь тем, что их смягчаю. Например, дети предлагали тех, кто говорит плохие слова, вообще исключать из школы. Плохие слова – это вирус. Ты болен вирусом – тебя надо исключить, чтобы не заразить остальных. А я предлагаю лечение – например, действительно, просто на день оставить его без школы, – говорит Ольга.

 

Сохранить детство

Одну из задач школы Ольга Андрусич формулирует так: сохранить детям детство.

Если родители хотят, чтобы их ребенок через четыре года решал интегралы, знал пять языков, играл на флейте, скрипке – им не к нам. Мы иначе видим смысл всего этого. Философия школы – дайте ребенку дозреть в его детстве, – говорит она. – Здесь можно провести аналогию с чемоданом: там уже и так много вещей, а ты еще пытаешься что-то засунуть и потом его закрыть. Точно так же с детьми, когда в них пытаются вложить знания – логику, английский, да еще и китайский. Но есть очень много процессов, которые ребенок просто-напросто обязан прожить в детстве. Должно быть время для разгрузки.

 

Строить процесс занятий так, чтобы ребенок много двигался, сохранить здоровье – еще одна задача школы, объясняет Андрусич. Именно потому педагоги придумали, чтобы по средам дети по очереди приглашали к себе весь класс, и готовили к этим гостям специальную программу. В правильности своего пути Ольга убеждается, когда к ней на психологическую консультацию приводят других детей. По ее словам, очень часто встречаются дети с психотравмами, которые появляются во время травли, или даже с энурезом.

 

Основатели «Школы радости» призывают и других по собственному примеру открывать школы. Набирать талантливых педагогов, объединяться с инициативными родителями. При этом отношения с государством школа решила по-своему – у нее нет своей лицензии, но есть договор о дистанционном образовании с лицензированной частной школой. По ее программе дети и сдают тесты. И сдают успешно.

 

Автор: Григорий Пырлик

Поширити у соц. мережах: