Недавно мы с человеком 6 лет строили домик. Как в детстве - помните? Из одеял, стульев, подушек. Еще хорошо было забраться под стол и обустроиться там.

Художница 6 лет с рыжими волосами и веснушками пришла ко мне на очередное занятие арт-терапией очень расстроенная и уставшая. Устала переживать за всех, а особенно за маму и папу, которые часто ссорятся в последнее время. 

"Понимаете они ругаются, потому что один хочет одно, а другой другое. Вобщем каждый про свое, -  объясняет она мне. - Мама иногда плачет, а папа кричит. Мне жалко маму и страшно бывает, особенно ночью"

Мы с художницей говорим об этом уже не в первый раз. Детям всегда трудно рассказывать о ссорах родителей, о том, что они даже  сердятся на маму и папу, о том, что дома сейчас страшно и совсем непонятно, что будет вечером, когда приходишь из школы или из садика. Поэтому, то, что мы с ней об этом говорим - уже большое достижение. 

Художница часто рисует на занятиях очень сильных животных - одни из любимых сейчас киты. А еще рисует цветущие сады, деревья, солнце. Но сегодня даже рисовать не очень хочется.

"Давай мы с тобой построим домик? Ты умеешь строить домик? Смотри - мы можем сдвинуть стулья и потом у меня есть одяло и еще красивые большие платки, есть подушки"

Художница смотрит на меня зачарованно и медленно водит головой из стороны в сторону.

"Нет, я не умею строить доимк и никогда не видела, как можно строить домик дома"

Такой ответ я слышу не в первый раз от детей разного возраста - и дошкольников и младших школьников. В пространстве современного детства дети потеряли не только многие навыки групповых игр во дворе, но сюжетные игры с простыми предметами, с помощью которых можно построить что угодно - и ракету и машину и сказочный замок.

И можно построить Дом.

Когда ребенок сам создает себе в игровом пространстве дом, укрепляет стены, делает потолок, приносит в свой дом что-то приятное или вкусное - он осваивает важный навык создания и защиты своих психологических границ, своего личного пространства. Разрешить себе сделать свой домик - для ребенка это  значит устоять и сохранить свои силы даже тогда, когда в твоем родительском доме не все благополучно. Поэтому, часто мамы и папы получают от меня такую простую рекомендацию и домашнее задание - помочь ребенку строить домик. Можно маленький из пластилина, картона на столе. Можно из одеял и подушек дома. Можно сейчас летом на даче или в лесу из всего, что найдется под рукой - ветки, кора, коробки, веревки.

 

Но вернемся к нашему домику. Мы начинаем возиться, сдвигать стулья, маленькая художница выбирает цвета для домика. Я предлагаю забраться внутрь и посидеть там, посмотреть - может что-то нужно добавить. Она залезает под навес и тихо сидит пару минут. Потом вылезает и начинает рисовать на куске картона картину 

"Мне в моем домике нужна картина!"

Повляется пейзаж и отправляется в домик. Потом туда забираются игрушки. Потом мы делаем из картона стол и тарелки и на них художница кладет печенье - уже настоящее.

Художница начинает обживать свой Дом. Ест печенье. Забирает туда книгу.

Выбор книги неслучаен - в этот раз я предлагаю "Летнюю книгу" из серии "Городок" Сюзанны Ротраут. Там много много всего про то, какие разные домики у персонажей, как они устроены, что где лежит, как вещи говорят о своих хозяевах. И Городок, в котором все тоже чувствуют себя как дома - только этот дом гораздо больше, размером с целый город.

"Знаете что - у нас получилось три домика. Один мой маленький. Второй - это комната, в которой мой маленький домик. А третий - это большой дом, в котором комната. Все домики один в другом"