Osvitanova.com.ua

Как радикально изменить украинскую школу к лучшему? Подъем зарплаты учителям, сам по себе, мало что даст. Для реальной реформы нужен не один, а как минимум четыре серьезных шага:

1) Украинское педагогическое образование требует фундаментальных изменений – фактически, мы должны восстановить педагогические факультеты/вузы с нуля по лучшим западным моделям. Но этот процесс перезапуска займет 8-9 лет (2-3 года на подготовку и сам перезапуск учебных заведений, 5-6 лет на выпуск первых магистров). Ждать столько времени мы не можем. Поэтому параллельно с фундаментальной реформой педагогического образования, должны обратиться в Гарвард, Стэнфорд и другие ведущие западные университеты с заказом на разработку годовой (или двухлетней) экспресс-программы подготовки учителей по самым передовым мировым стандартам. После этого должны сделать эту программу доступной каждому (как тем, кто уже работает учителем, так и тем, кто захочет начать преподавать в школе) в виде оффлайн и смешанных курсов (оффлайн + онлайн).

2) Для того, чтобы объективно проверить качество обучения слушателей этих курсов подготовки/переподготовки учителей, должен быть создан независимый орган (или договориться с уже существующим УЦОКО, который проводит ВНО), который будет проводить их внешнее независимое оценивание и аттестацию.

Уже через 5 лет мы будем иметь абсолютно новое качество преподавательского состава

3) Повышение (радикальное повышение!) зарплаты учителя будет происходить только после того, как он/она успешно пройдут независимую аттестацию по новой программе подготовки. Кстати, те учителя, которые и так следят за современными достижениями науки об обучении, смогут легко подготовиться к аттестации самостоятельно и пройти ее без подготовительных курсов – и сразу радикально увеличить свою зарплату!

4) Наконец, мы должны ликвидировать все надуманные ограничения для прихода новых людей на должности учителей. Каждый, кто имеет диплом бакалавра, прошел экспресс-курсы подготовки и был аттестован, сможет претендовать на должность учителя в рамках открытого конкурса, где критическое преимущество будут иметь новые претенденты, уже прошедшие внешнюю аттестацию по новой программе. Таким образом, мы получим лучшую комбинацию для обновления учительского состава школ. Талантливые учителя, уже преподающие в школах (а таких много!), обновят свои знания по мировым стандартам, быстро повысят свои зарплаты и с помощью аттестации получат автономию от прихотей местных районо и других «контролирующих органов». Одновременно, талантливые специалисты из других областей получат возможность и мотивацию (достойная зарплата и новый престиж должности), чтобы отказаться от старого стереотипа «лучше куда угодно, только не в школу», и приходить преподавать в начальных и средних учебных заведениях. Уже через 5 лет мы будем иметь абсолютно новое качество преподавательского состава – а, соответственно, иметь и новую школу.

 

Поширити у соц. мережах: