«Мел» совместно с «Бандеролькой» составил список особенностей воспитания из разных уголков мира.
В Испании и Италии, когда российский турист уже выходит с ночной дискотеки, местные жители только отправляются ужинать. Они садятся вокруг ресторанного столика небольшой семейной компанией: человек восемнадцать, включая соседскую бабушку, которую прихватили с собой по ошибке. Все галдят, дети носятся, официанты неторопливо ставят салаты. Российский турист пытается объяснить себе этот вопиющий кошмар («„Спокойной ночи, малыши“ уже кончились, а дети ещё не спят!») долгой сиестой и климатическими условиями, которые мешают пообедать во время обеда, а не в ночи, когда приличный человек может разве что разок прокрасться к холодильнику. Но всё ещё хуже: испано-итальянцы сосредоточены на межличностных сторонах развития малыша. Им дико, что ребёнка можно уложить спать в семь часов вечера, как, например, это делают в Германии. Ведь тогда он пропустит традиционный дедушкин тост, перебранку дяди Марио с тётей Инес и речь отца, посвящённую сельскохозяйственным нуждам региона.
В немецких семьях редко издеваются над детьми, выдавая им в целях безопасности пластиковый ножик и прося при этом нарезать помидоры. Пятилетка, орудующий настоящим ножом на кухне, — не редкость. Это может звучать странно для типичной российской мамы, которая только что оборудовала все розетки в доме пластиковыми заглушками, обстригла когти коту и установила специальные насадки на дверь, чтобы никто не прищемил пальцы. Однако в том, чтобы давать «неуклюжим» малышам те острые предметы, с которыми не пройти в самолёт, есть смысл. Исследования норвежского профессора Элен Хансен Сандсетер доказывают: чем больше иностранцы позволяют детям рисковать, тем более осознанно младшие относятся к опасности и получают меньше травм.
Тенденция записать ребёнка в музыкалку, две спортивных секции, к трём репетиторам по языку и ещё в два кружка «для души» чужда многим европейским родителям. В Баварии считается, что семилетка перегружен, если посещает кроме расслабленной школы (без домашних заданий) какую-нибудь вялую спортивную секцию раз в неделю. Голландские папы и мамы в качестве своих родительских приоритетов называют полноценный отдых, еду и приятную окружающую среду. И лишь 10% тамошних родителей при описании своих детей использовали слово «умный», будто бы им вовсе не важен интеллектуальный уровень родного трехлетки. Ха! Неудачники! К ним примыкают и финны, которые позволяют школьникам выходить на улицу после каждых 45 минут обучения и играть там, вместо того чтобы грызть гранит каких-нибудь полезных наук. Пока не ввели ЕГЭ по умению организовать салочки и обязательную контрольную по эмоциональному благополучию, кажется, нет смысла расслабляться. А то, что именно в Голландии каким-то образом подобрались самые счастливые дети (так пишут в докладах ЮНИСЕФ), в расчёт можно не брать.
В Японии младшеклассник сам едет до дома на метро, даже если ему надо сделать две пересадки. И что удивительно — каждый раз добирается. Правда, у его родителей это не вызывает особенного восторга, они привыкли. Это мы, тревожно поглядывая передачи НТВ, пишем пятое смс: «Перемена закончилась? Ты где? Съешь котлету (в карман положила). Бабушка за тобой уже выехала». Неясно, почему там другой уровень безопасности, всё же мы довольно часто ходим с лозунгами «Спасём детей от всяких бед» и провожаем парня через дорожку за руку, ведь тут иногда велосипеды гоняют.
В Скандинавских странах культурный контекст таков, что в нём всё время навязчиво подчёркивается равенство родителей и детей. Швеция — это признанный лидер в области прогрессивной социальной политики. Скажем, закон, запрещающий телесные наказания, здесь приняли давно и он успешно действует. Можно уверенно говорить, что скандинавы придерживаются либеральных методов в общении с детьми, а всякий авторитаризм им чужд. То есть фраза нетрезвого дяди «Встал и вышел отсюда, малец. Тебе пока говорить не разрешали» будет выглядеть сущей дикостью. Собственно, как это на самом деле и есть.
Европейско-американский отец — частое зрелище на детских площадках. Он не считает зазорным бегать с раскинутыми руками и жужжать, потому что сын наградил его почётной ролью бомбардировщика. Отец отечественного изготовления стоит на площадках по большей части одиноко, он в чужом и незнакомом мире, куда его выпихнули субботним утром, потому что жена решила пылесосить, а он со своим интернетом мешался под ногами. Что делать — непонятно, говорить с ребёнком, который предлагает поесть песочных куличей, — неловко, бегать в виде самолёта — какое-то унижение. Остаётся грустно смотреть в телефон и изредка застенчиво утешать: «Ну чего ты, не реви! Пойдём домой, холодно уже».
В прошлогоднем исследовании американских психологов выявляли различия между младенцами из четырёх стран мира — Чили, Польша, Южная Корея и США. Самыми социальными и импульсивными оказались жители Штатов. Американские мамы даже заявили, что их дети быстрее всего успокаиваются, если вдруг им станет отчего-то обидно. Учёные предположили, что эти мамы, вместо того чтобы дремать в кресле-качалке, стремились увлечь карапузов стимулирующей деятельностью, всё время им улыбались и ворковали, мешая погрузиться в философскую задумчивость. Вот и результат. Наверное, есть смысл в наших роддомах при выписке акцентировать внимание не только на том, как правильно застегнуть подгузник и надеть чепчик, но и какие злободневные темы стоит поддерживать с обладателем чепчика.
А ещё американские мамы гораздо проще относятся к покупке вещей. Онлайн-шопинг для них — такая же обыденная вещь, как традиционные походы в продуктовый — для российских родителей. Сервис доставки «Бандеролька» помогает нашим мамам легко перенять эту привычку. Ведь в интернет-магазинах США так много товаров, что можно найти всё самое необходимое (и, кстати, дешевле, чем у нас).
Спасибо за консультацию мамам, живущим за границей: Мария Коптева, Lena Borys, Анастасия Лындина, Светлана Бродская, Птица Лю, Наталия Шмакова.