Osvitanova.com.ua

У меня много запросов на эту тему — почему ребенок берет чужое. Однако причин «воровства» может быть такое огромное количество, что корректнее дать «точки входа» в поиск таких причин. Единичные случаи — не повод для волнения, но если мы замечаем систематическое присваивание чужого, пора важно задуматься.

Ребёнок до 3-х лет берет чужое

Все, написанное ниже, может быть профилактикой того, что может проявляться в более старшем возрасте.

Лобные доли мозга, обеспечивающие контроль над импульсами только-только включаются в работу. Ребёнок учится усилием воли останавливать свои «хочу». Мы можем, когда видим, что ребёнок справился с искушением, поддержать его: «Я видела, как тебе хотелось взять чужую игрушку без спроса. И так рада, что ты смог сдержаться»… Если ребёнок берет чужое: «Это чужое, когда мы берём что-то чужое без спросу — это неправильно и называется воровством. Давай спросим разрешения или поиграем чем-то другим»).

Ребёнок учится тому, что существуют «границы». Он исследует правила. Ему намного легче освоить знание о чужих границах, когда мы уважительно относимся к его — спрашиваем разрешения, можно ли взять его игрушку, не заставляем делиться своим, не хватаем его на руки и не меняем траекторию его движения, как минимум, предупреждаем о своём желании. Не вмешиваемся в его рисунок без спроса, после того, как ребёнок сказал о себе «Я» — стараемся не употреблять местоимение МЫ о действиях ребенка (мы пошли в садик, мы покакали и проч), если в семье несколько детей — не передаём игрушки старшего без его разрешения младшему.

Единственному ребёнку в семье важно знать, что все-таки не все вещи мира принадлежат ему :-)

Мы уважительно относимся к своим границам. Ребёнку важно знать, что есть наше время, что не все прикосновения приятны, что есть наши личные вещи, и что нам иногда важно побыть самим.

Примеры причин воровства, с которыми сталкивалась в практике с детьми от 5 лет и до … (конечно, это все неосознаваемо у детей (и взрослых) с гармоничным развитием) и универсальных способов терапии нет, важно «точечно» разбираться с ситуацией.

1) Ребёнок часто ворует игрушки в садике (берет чужие вещи в школе)

— Берет вещи постоянно у одного и того же ребёнка или детей одного «типа» — возможно, хочет «присвоить» себе качество этого ребёнка (помните истории о том, как съедая печень индейца, соплеменник приобретал его храбрость? :-).

— Хочет почувствовать близость к нему (хочет дружить, но не знает, как построить отношения), выбирает такой обходной способ контакта.

— Мстит за обиду, (как правило, ребёнок телесного типа — кинестетик выбирает для «ответных действий» — канал тела). Если боится ударить — может выбрать «материальный объект».

— «Возвращает» свою боль, уязвимость тому, кто, по-его мнению, «несправедливо» получает внимания и блага.

— Если ребёнок ворует одно и то же (например, только машинки) — возможно, потерял важную для него вещь. Как правило, если у него отобрали или украли, или отдали любимую игрушку. Если «зафиксировался» на этом, может «возвращать» себе образ этой вещи с каждым «воровством».

2) Ребёнок присваивает постоянно разные вещи у разных людей
— Возможно, таким образом ощущает себя «частью группы»
— это может быть завуалированной формой агрессии
— редко:  способом привлечения внимания
— ребёнку важен эффект новизны. Прочитайте, пожалуйста, о дофамине, о риске. И о том, что при пресыщении — нам нужно все больше стимулов и вещей для «получения удовольствия».

3) Ребёнок периодически ворует деньги
Предыдущие пункты + важно узнать, на что ребёнок тратит средства. Деньги — это ресурс. На что они тратятся: на удовольствия, на вкусняшки, на друзей, возможно, ребёнком манипулируют.

У ребёнка школьного возраста есть потребность в карманных деньгах. Важно определить сумму и периодичность «выплат», важно учить ребёнка «распределять бюджет» — сам факт воровства может быть «знаком» того, что пришло время обсуждать тему бюджета и финансов.

Возможно, ребёнку нужны карманные деньги и он боится о них попросить.

Возможно, ребёнку нужен драйв от самого факта «добычи», важно проанализировать его склонность к риску.

Если он берет деньги у конкретного человека
— Важно понять, почему именно у него?
— например, почему именно у мамы/папы?
— мама/папа не заметит?
— мама/папа не накажет?
— у мамы/папы деньги в доступе?
— мама/папа не чувствительна к нарушению границ?
— у мамы/папы есть чувство вины и ребенок таким способом «компенсирует» его?
— это месть маме/папе за невнимательность или авторитарность?
— проявление конкуренции?
— деньги «вместо» внимания, тепла, заботы,
— или наоборот — стремление быть похожим, «отщепить» себе какую-то часть?

На самом деле таких пунктов очень много. И семейные системные терапевты могут предложить поискать причину в том, что бабушки и дедушки этого ребёнка могли быть раскулачены, лишены «ресурса», пострадать от воровства. И дети таким странным образом компенсируют несправедливость.
И мы сейчас исключаем органические нарушения.

Нам важно не просто убрать симптом — сам факт воровства — нам важно найти причину. Иначе «симптом» может просто изменить форму.

За системным непродуктивным поведением ребёнка — сигнал неблагополучия. И нам важно быть внимательным к сигналам и причинам.

Светлана Ройз

Поширити у соц. мережах: