Общеобразовательной школе сейчас есть как минимум две альтернативы — домашнее обучение либо образование по альтернативным педагогическим методикам. И каждый родитель выбирает тот путь, который поможет ребенку не охладеть к знаниям. Опытом домашнего обучения и успехами своей 12-летней дочери Насти делится Светлана Панюшкина, экс-главный редактор segodnya.ua.
Тема образования одна из самых обсуждаемых в последнее время. Я сделала выводы и решила стать проповедником домашнего образования, поскольку уже сейчас вижу первые победы. К примеру, Насте намного интереснее учиться индивидуально. У нее не возникает вопрос, зачем этот предмет, и нет нежелания его учить. Конечно, многое зависит от учителя. Если преподаватель живо рассказывает, дискутирует с ней и урок проходит динамично, она выходит через два часа с удивлением, почему так быстро все закончилось.
С репетиторами мы учим историю, украинский, математику, остальное — самостоятельно. Найти репетитора легко и просто, есть специальный сайт-сервис, где бесплатно можно подобрать специалиста. У нас был опыт, когда мы не с первого раза оставались с педагогом. Пробуем — не подошли друг другу, ищем нового. В итоге мы нашли замечательных людей из общеобразовательных школ, университетов, но они занимаются скорее в формате обсуждения, а не «пишемо класну роботу». А в школе экстернов выдают подробный путеводитель, в котором расписаны все темы, которые надо знать, и критерии, по которым будут оценивать.
Для учебы дома не обязательно, чтобы преподаватели приходили домой. Математикой мы занимается удаленно. Для этого есть сервис — онлайн доска, онапишет на графическом планшете, а учитель сразу комментирует. Это экономит массу времени.
У Насти появилось время и желание заниматься еще чем-то кроме спорта и учебы. К нашей радости она вернулась к занятиям музыкой. Но она не ходит в музыкальную школу, а индивидуально работает с великолепной преподавательницей, от которой у Насти восторг. Они вместе выбирают произведение, которое учат, а не то, что надо по программе. Настя вернулась на танцы и кроме спорта раз в неделю добавила себе два часа современных танцев.
У Насти просыпается интерес к чтению. Это для меня была больная тема, но стало гораздо лучше, поскольку мы увидели, что ей хорошо слушать аудио. Но книги тоже читает, правда перед сном.
Настя завела себе органайзер и учится планировать свое время. Конечно, пока без моих напоминаний это еще не очень хорошо работает, но у нее хотя бы есть намерение.
У нас нет проблем с социализацией и коммуникациями — на спортивных занятиях, танцах есть с кем общаться, дружить. Также Настя время от времени видится со своими подругами со школы и каждый день с ними переписывается, созванивается, но время для гуляний с ними мы планируем.
Настя отлично высыпается, вдобавок у нас есть есть время, когда мы можем днем погулять в парке, либо выехать в Голосеевский или ботанический, а можно и рядом с домом. Однозначно прогулки на улице влияют на нее позитивно. Кроме того, регулярное качественное питание тоже пошло в плюс здоровью. Сейчас у нее нет жалоб на боли в животе и не болит голова.
Чтобы выстроить эту систему, необходимо терпение со стороны родителей. Следующая наша цель — сдать первые контрольные и выйти на полную самостоятельность, когда мое вмешательство будет минимальным.