Четырехэтажное офисное здание в Хельсинки с успехом переделали под школу. На очереди еще один офис, где будет детский сад (Фото Courtsey Jaskanen-Repo-Teranne Arkkitehdit Oy)
Офисный рынок стагнирует. По данным Jones Lang LaSalle, в середине 2017 года в Москве пустовало порядка 2,7 млн кв. м офисных площадей класса А и В, или около 15% от всего объема. Как можно использовать эти офисы? Например, переоборудовать под школы
В начале века муниципалитет островного района Лауттасаари столицы Финляндии Хельсинки столкнулся с проблемой. Из-за быстрого роста населения переполнились школы, а возводить новые, как оказалось, негде, остров плотно застроен. Число учеников крупнейшей в стране начальной школы Лауттасаари за несколько лет выросло с 450 до 900. Муниципалитет прорабатывал возможность перестроить под школу расположенный неподалеку дом отдыха, но это было очень дорого. Возникла другая идея.
С 1980-х годов рядом с историческими корпусами школы Лауттасаари стояло четырехэтажное офисное здание. Его и решили переделать под школу. Здание принадлежало муниципальным властям, поэтому проблем с собственниками не было: образовательное учреждение получило здание в аренду. Оставалось понять, как устроить школу на четырех этажах, построенных по принципу open space.
В школе нет коридоров — функцию классов и рекреаций выполняют одни и те же помещения
В команду, работающую над проектом, вошли чиновники департамента образования Хельсинки, архитектор Пиркко Куккурайнен, строители и волонтеры из числа учителей. В первую очередь к зданию пристроили широкую лестницу — пропускной способности лифтов и узких офисных лестниц для детей, классами спускающихся в столовую или на спортивную площадку, недостаточно. Лестница закрытая, защищенная от непогоды, у пристройки большие стеклянные окна.
В центре каждого этажа — умывальники и туалеты, отделенные от остального пространства кирпичной стеной. Здание проектировалось под офисы, а не под школу, поэтому в open space много колонн. Их обили мягким материалом, чтобы ученики, даже бегая на переменах, не могли удариться. Пол и потолок покрыли специальным материалом, который приглушает звуки. Шум — самая большая проблема открытых пространств. Учителя разработали систему специальных знаков, которая позволяет целому классу тихо пройти мимо помещения, где идет урок.
Классы отделяются друг от друга при помощи легких ширм или секций ученических шкафчиков на колесах
Открытое пространство не стали перегораживать. В новом здании школы нет как таковых школьных коридоров — функцию классов и рекреаций выполняют в разное время одни и те же помещения. Они отделяются друг от друга при помощи легких ширм, секций ученических шкафчиков на колесах. Между некоторыми классами устроена глухая пластиковая занавеска-жалюзи: в закрытом состоянии она отделяет один класс от другого, но ее можно поднять, нажав на кнопку, и тогда кабинеты объединяются. Мебель в школе тоже мобильная, поэтому два класса можно быстро переделать в один большой. Большая и светлая учительская тоже фактически не имеет стен, кабинет директора отделен от остального пространства чисто символически. Спортзал разделен занавеской на два зала поменьше, когда занавеска поднята, в получившемся просторном помещении проводят торжественные мероприятия.
Работа по адаптации офисного здания под школу заняла около года, педагоги Лауттасаари говорили журналистам, что фактически делали все «своими руками». Школа открылась в 2016 году, сейчас в новом здании обучается порядка 300 детей. Опыт переоборудования признан успешным: архитектор Пиркко Куккурайнен сейчас работает над превращением еще одного офисного здания на юге острова в начальную школу и детский сад.