Сегодня я встретила маму, которая интересуется хоумскулингом. Мы поговорили немного о том, как это, почему я это делаю и какие ресурсы у меня есть для этого. Как и я, она растит семилетнего сына. Её мальчик одержим бостонским метро и вообще массовыми перевозками, и проводит большую часть своего свободного времени, играя с игрушечными железнодорожными составами, читая и рассказывая о поездах и вагонах. Он ходит в обычную школу в хорошем районе и только что перешёл во второй класс. Мама пожаловалась мне, что в школе ей многое не нравится – социализация, слишком много дисциплины и порядка – но сразу заявила, что хоумскулинг не может быть для неё решением, потому что она работает хирургом полный рабочий день.
Я сказала ей, что сейчас появляется много различных опций для анскулеров, призванных помочь семьям, которые, по ряду причин, не могут заниматься обучением дома целый день. Я рассказала ей о трёх центрах самостоятельного обучения, которые есть в Бостонской округе, и что у них есть шаттл-сервис, чтобы забирать детей из дома. Я объяснила ей, как эти центры работают, что там нет принуждения, и никто не заставляет детвору специально делать что-то. Что там дети находятся в насыщенной ресурсами и материалами среде и окружены взрослыми, которые понимают свою роль, как фасилитаторов, а не учителей. Там детям предоставлена свобода и они вольны культивировать и развивать собственные интересы и увлечения, и, общаясь с другими детьми и взрослыми, они там открыты новым идеям, осваивают новые технологии и обучаются естественным образом. Многие центры предлагают своим посетителям, которые зарегистрированы в своём районе, как хоумскулеры, уроки и семинары по огромному перечню вопросов, но все они добровольные, ни один не обязателен. Это реальная альтернатива школе для любого!
После того, как я всё это объяснила маме-хирургу, она сказала:
У моего сына недостаточно само-дисциплины для того, чтобы пользоваться таким обучающим пространством. Он будет просто целый день играть в поезда, разглядывать схемы железных дорог и ничего учить не станет
Я ответила:
Так это же здорово! Он может выучить очень много в процессе этой игры и связанных с нею открытий, и будет следовать своему увлечению!
Доктор ответила:
Но вы же понимаете, что он не выучит ничего важного, вроде математики, истории, естественных наук и тому подобное?
Вы только представьте, сколько всего этот малый мог бы выучить! Он мог бы выучить всё это – и даже больше – получив свободу и возможность играть, исследовать, читая самостоятельно и слушая других, задавая вопросы и ища ответы. Нужно знать много математики, истории, физики, химии и других наук, чтобы разбираться в железных дорогах и парень постигал бы их оригинальным, содержательным и самостоятельным способом, который обеспечил бы ему настоящее, глубокое, долговременное знание!
Этот диалог с мамой так типичен и её позиция так понятна. Мы стали настолько «зашколеным» обществом, что способны видеть обучение только через призму тем, учебников, уроков и экзаменов. Большинство из нас не могут себе представить, что обучение может быть самостоятельным и без принуждения. Мы не можем себе представить, что дети могут изучать что-либо, не будучи систематически обучаемы и оцениваемы, как в школе.
Но они учатся! И они учатся по-настоящему! Самостоятельные ученики углубляют и упрочняют свои знания способами, которые искусственно созданное школьное пространство не может себе позволить. Я могу сказать вам со всей определённостью, что мой сын никогда бы не научился читать, или, как минимум, делать это хорошо и с удовольствием, если бы он учился с помощью неестественных заданий для чтения и букварям. Он учился читать, расшифровывая тексты песен любимых рок-групп на обложках компакт-дисков, и изучая бесчисленные отзывы пользователей Амазона перед тем, как купить что-то, что ему было нужно (в основном, связанное с музыкой и музыкальными инструментами). Сейчас он любит читать и его чтение, в основном, сосредоточено вокруг его нового увлечения – баскетбола.
В естественной обучающей среде, не важно, дома или в центре самостоятельного обучения, этот мамин любитель железных дорог бы процветал. Его знание углублялось бы, его чтение улучшилось бы просто взрывным образом, и его математика, история, химия и физика были бы выучены в необходимом объёме, но выучены непрерывным, оригинальным способом, без искусственного разделения на темы и учебные курсы. В увлечении железнодорожным транспортом такое количество математики, истории и других наук, что их можно выучить в любом объёме наиболее истинным, всеохватывающим и натуральным способом.
И мы знаем это, конечно. Когда мы преодолеваем своё «зашколеное» сознание, мы понимаем это. Мы понимаем, что, будучи взрослыми, мы сами каждый день самостоятельно учимся естественным образом. Если мы хотим исследовать какой-то вопрос, мы ищем нужную информацию в Википедии, берём книгу или смотрим видео на Ютубе. Если мы хотим освоить новый музыкальный инструмент, мы можем записаться на скайп-урок или позаниматься у какого-нибудь музыканта поблизости, а потом совершенствоваться и импровизировать самостоятельно. Если мы хотим приготовить что-нибудь новое, мы находим рецепт и экспериментируем. Мы пробуем, ошибаемся и пробуем снова. Это привычный способ для нас, но наше «зашколеное» сознание не даёт нам позволить его детям. Все люди, старые или молодые, учатся естественно. Как отметил профессор психологии Бостонского колледжа и мой коллега по Альянсу за самостоятельное обучение, доктор Питер Грэй
Только собственными усилиями дети учатся ходить, бегать, прыгать и лазать. Они учат с ноля свой родной язык и с его помощью учатся отстаивать свои желания, спорить, развлекаться, надоедать, дружить, очаровывать и задавать вопросы. Через любознательность и исследование они приобретают гигантское количество знаний о физическом и социальном мире вокруг них и, в своей игре, они практикуют навыки, помогающие им развиваться физически, интеллектуально, социально и эмоционально. Они делают это раньше, чем что-либо другое, без всякой системы и попыток их научить чему-либо. Это потрясающая тяга и способность к обучению не выключаются сами собой, когда дети достигают 5-ти или 6-ти лет. Мы выключаем их с помощью принудительной системы образования. Самый большой и длительный урок нашей системы образования заключается в том, что учёба – это труд, которого по возможности желательно избежать
Может случиться, что тяга маминого малыша к поездам исчезнет, как только начнётся его новый учебный год на следующей неделе. В конце концов, в нём у него будет много чтения, математики, истории и других наук.
Но там останется очень мало времени для учёбы.
Перевод Stanislav Samykin