Как увлечь ребенка, наладить отношения в семье и, наконец, начать проводить с ним больше времени
Учебный год близится к концу. Большинство родителей думает о лете и каникулах. Особо дальновидные планируют следующий учебный год: чего бы новенького предпринять?
Именно для этих людей мой сегодняшний пост.
Эта моя идея уже несколько раз была реализована на практике, причем вполне успешно. То есть уже проверена и работает.
Так о чем же идет речь?
О кружке для детей и родителей. Именно так — и для детей, и для родителей. В этом вся соль: ребенок и родитель весь учебный год работают вместе.
Условное название курса — «Наш мир». Название можно менять под себя. Уже были варианты «Мой остров» и «Здесь мы живем».
Для какого возраста подходит? Практика показывает, что лучше всего — для родителей с детьми 6-10 лет. Но был и папа с ребенком четырех лет, мама с двумя девочками трех и двенадцати лет и — самое, пожалуй, удивительное — дедушка с тринадцатилетним внуком.
Идеально для детей, о которых можно подумать, что они склонны к компьютерной зависимости. А также для родителей, которым не совсем понятно, чем заняться вместе с детьми, или для родителей, которым кажется, что с их детско-родительскими отношениями «что-то не так» или они «какие-то не такие, как мне бы хотелось».
Тематику курса можно обозначить как география-биология-экология-этнология. Причем все это в теснейшей структурной взаимосвязи. Плюс эволюционный аспект.
Разумная периодичность занятий — раз в две недели.
Продолжительность одного занятия никак не меньше двух часов (меньше и не получается, больше — пожалуйста).
Оптимальный размер группы — 10-12 пар родитель-ребенок.
Кто может вести такой курс? При нынешней доступности информации мне кажется, что любой взрослый человек со сформированным естественно-научным мировоззрением. Ну и, конечно, желанием и способностью работать с детьми и родителями. На практике такой кружок уже вели школьная учительница, биолог, искусствовед, психолог и эколог.
Начинаются занятия с того, что вся группа знакомится друг с другом и с руководителем — им целый год работать вместе, командой; ведущая их деятельность потом — совместные обсуждения. Они будут все вместе пить чай и даже дружить домами (проверено, опять же, на практике).
Познакомившись друг с другом, все собравшиеся изучают глобус: где на нем что, и главное — что зависит от того, где именно на глобусе расположена та или иная земля (климат, температура, сезоны, продолжительность дня, времена года и всякое такое).
После этого каждая пара ребенок-родитель выбирает, где будет располагаться их личный остров или архипелаг. По моим наблюдениям, мамы с маленькими девочками обычно выбирают «райские баунти», расположенные недалеко от экватора, а сыновья и особенно папы настаивают на чем-нибудь суровом и серьезном, поближе к Земле Франца-Иосифа. Но бывают, конечно, и промежуточные варианты.
Важно: все время функционирования кружка парам родитель-ребенок дают домашние задания, то есть и дома у родителя с ребенком есть повод и причина для регулярной совместной творческой деятельности. Первое задание — это, понятно, составление и зарисовка карты их общего острова, придумывание названия, а также размещение его на реальной карте мира. На следующем занятии карты представляются группе и руководителю и обсуждаются. По результатам обсуждения еще можно что-то изменить, но потом очертания, названия и расположение всех семейных островов на общем для группы глобусе (карте мира) закрепляются, и дальше всем придется жить там и так, как выбрали.
Следующий этап — геология и география острова.
Каждая семья обсуждает и вычисляет наиболее вероятный климат на своем острове, а потом докладывает о нем на общем собрании кружка. Муссоны, приливы-отливы, лето-зима, их продолжительность, что с ветрами. Пара должна быть готова отвечать на вопросы, демонстрировать схемы, рисунки, компьютерные модели — кто что может. Учитывать замечания и логичные соображения руководителя и жителей других островов.
Дальше — география и рельеф. Есть ли на острове горы? Что с пресной водой? Реки, озера, водопады, какие они, как называются? Какие геологические процессы сформировали ваш остров? Может быть, он — коралловый атолл? Или вообще вулкан? Какие геологические породы встречаются на острове? Есть ли полезные ископаемые? А может быть, большая часть вашего острова — это голые скалы или весь остров покрыт льдом? Это вызов дальнейшему семейному креативу. Такие вызовы, по нашим наблюдениям, любят молодые отцы.
Некоторые пары ребенок-родитель делали дома и приносили на занятия очень красивые макеты своих островов. И вообще у каждой семьи за год образовывалась такая отдельная коробка, в которой хранились постепенно накапливающиеся документы и артефакты, касающиеся островной жизни.
Следующий этап, как вы, наверное, уже поняли, это заселение острова, формирование его экологической системы.
Сначала флора. Какие водоросли живут в море вокруг, какие деревья, кусты, цветы и травы растут на острове? Есть ли климатические зоны (например, если остров гористый, то они будут обязательно).
Все это рисуется, лепится, вырезается и докладывается на заседаниях кружка. И поскольку острова расположены в разных местах глобуса, то ребенок поневоле знакомится не только с тем, что растет, допустим, в джунглях его собственного райского острова, но и с тундрой и с горными лугами.
Дальше — фауна. Населяем свой остров. Плотно знакомимся с понятием «экосистема». Кто у нас чем и кем питается. Кто хищники. Не забываем о червяках и насекомых. Кто живет в воде, в лесу, в горах, в болотах (если они на острове имеются). Всех рисуем, лепим, строим графики и пищевые пирамиды (всем тиграм должно хватить оленей, а всем лягушкам и птицам — комаров и мошек).
Ну вот, наконец, дошло дело и до людей.
Населен ли ваш остров людьми? Что это за люди, какой расы, народа(ов), как они себя называют, на каком языке говорят, когда они этот остров заселили, откуда пришли? Все это можно и нужно придумать, а потом рассказать и показать на очередном занятии и убрать непременно возникающие неувязки.
У народа, населяющего ваш остров, непременно есть история, памятники, великие события и великие герои. Вели ли жители вашего острова войны? С кем и когда? А может, они сами — завоеватели? С кем и почему они дружат и воюют сейчас?
Только представьте, как интересно все это придумывать вместе с ребенком. А потом рассказывать, обсуждать с заинтересованными людьми и руководителем кружка.
Когда с историей и этнологией более-менее разобрались, наступает время экономики и государственного уклада на острове.
Как и чем живут люди — может быть, они охотники и собиратели, живут в тростниковых хижинах? Или это средневековое королевство? Пиратская республика? А может, это искусственный и высокотехнологичный остров будущего, на котором уже давно построили коммунизм? Может случиться и так и эдак, но все в придуманной структуре должно быть логично и подчиняться общим закономерностям истории и экономики.
И, наконец, какие искусства развиты на острове? Есть ли на нем религия или религии? Как жители видят свое будущее?
Обычно курс завершается тем, что жители разных островов и укладов вступают между собой в контакт и взаимовыгодный обмен. Но надо сказать, что случаются и конфликты. Например, однажды ядерный приполярный супермегатехнологичный остров, населенный странноватыми людьми с синдромом Аспергера (принадлежал папе-физику и шестилетнему сыну), попросту завоевал двух «баунти» (мамы с дочками) и сначала сделал их острова своими колониями, и только потом наладил обмен фруктами, технологиями и эмоциями. На помощь завоеванным островам пришли отчаянные пираты (папа с сыном и дочерью), но были разгромлены и впоследствии перевоспитаны с помощью усовершенствованных гиперболоидов и нейролингвистического программирования. Остальные острова хранили нейтралитет и ждали исхода противостояния.
Думаю, что уже убедила вас, уважаемые читатели, — все это захватывающе интересно и очень полезно и для детей, и для родителей. 10-15 семей, желающих создать и обжить свой остров, найдется в любом, самом небольшом городе или поселке. Помещение сгодится любое, инвентарь минимальный. Так что если кто-то захочет организовать у себя такой кружок — ни с какими организационными трудностями вы, скорее всего, не столкнетесь. Сверхприбылей здесь тоже не будет, но, с другой стороны, эксклюзивность и некоторая энциклопедичность курса чего-то да стоит.
Всем, кто решится, — удачи!
Иллюстрация: Рита Морозова