В моей практике родители часто делятся своими наблюдениями о новых детях. Напоминаю, что я продолжаю цикл статей о детках поколения Альфа, рожденных после 2010 года. В предыдущей статье я рассказала, что нужно знать родителям об этом поколении.
Если кратко:
-
старые и привычные методы воспитания не работают;
-
новые дети лучше коммуницируют с незнакомыми людьми;
-
раньше начинают учится и задавать недетские вопросы родителям;
-
социализация малышей начинается прямо с рождения и только с родителей и близких – именно они формируют малый социальный круг малыша.
Сегодня мы разберёмся с главным инструментом коммуникации и социализации – речью. Узнаем как устроен мозг, как происходит развитие малышей, когда и как лучше всего начинать знакомство с этим чрезвычайно важным инструментом.
Внутриутробное развитие слуха
До недавнего времени психологическое и эмоциональное развитие ребенка в утробе матери очень недооценивалось и практически игнорировалось учеными. Только с появлением современного УЗ-сканирования в 70-х появилась возможность изучать поведение детей задолго до их появления на свет.
Сегодня уже доказано, что слух развивается у плода в период с 15 по 20 неделю беременности. На 16 неделе беременности малыш способен воспринимать звуки, а на 26 неделе начинает реагировать на них. А познанием целого мира окружающих звуков малыш занят в последние три месяца внутриутробного развития.
С развитием слуха формируется и способность распознавать источники звука. Конечно же, самым сладким и любимым для малыша будет мамин голос. Однако и другие звуки и голоса он слышит, правда, не так четко.
Множество экспериментов и наблюдений доказали, что малыши способны запоминать, слушать и обучаться еще будучи у мамы в животике.
Например, дети отчетливо реагируют ускорением сердцебиения на сказку, которую читала мама два раза в день. Даже если эту сказку прочтет бабушка, кроха все равно узнает знакомое содержание и последует соответствующая реакция.
Еще больше впечатляют эксперименты с музыкой. Дети, которые с 20-й недели беременности слушали классическую музыку, развивались гораздо быстрее и начинали говорить уже к полутора годам.
Суть совершенно не в том, чтобы вырастить из ребенка музыкального гения. Суть в том, что музыка – это прекрасный инструмент на пути к развитию максимального потенциала у ребенка. Именно благодаря музыке резко увеличивается количество нейронных связей в мозге и прочность их соединения.
Если такой эффект производят классические музыкальные произведения на развитие маленького организма, что же говорить о речи.
Речь: тон, тембр, интонации
Для меня речь — это уникальное и одновременно очень универсальное средство, с помощью которого мы можем ребенку рассказать о радости и предупредить об опасности, помочь тренировать навыки коммуникации, и развитию уверенности в себе.
Мой опыт работы с детьми и консультации с их родителями привели к одному важному выводу: неправильно употребленное слово, неверная интонация или формулировка могут кардинально повлиять на настроение ребенка и линию его поведения.
Например, каждый родитель старается приучать ребенка к труду, помощи, обязанностям по дому. Есть большая разница в том, как и какими словами вы высказываете свое желание или просьбу.
Вариант 1. «Не поможешь мне?» В большинстве случаев она не вызывает никакой реакции у ребенка и воспринимается как продолжение обычного разговора или просто звуки.
Вариант 2. «Можешь мне помочь?» Фраза вызывает интерес у ребенка и небольшое желание присоединиться.
Вариант 3. «Будешь моим помощником?» Фраза оказывает невероятное влияние на малыша. У него появляется рьяное желание стать тем, кем его просят быть.
95% детей, которые слышат такой вопрос, начинают улыбаться.
А дело в том, что родитель в слово «помощник» вкладывает позитивную эмоцию и командную работу. Во фразе звучит предложение, а не просьба или приказ, который обжалованию не подлежит. Тут есть возможность выстроить дальнейший диалог, если вдруг ребенок все-таки откажется. Например: «А через какое время ты сможешь ко мне присоединиться? Я хочу сделать это вместе, с тобой! Я, конечно, попробую справится сам, но с тобой мы это точно сделаем быстро!».
Представьте, как влияет каждое слово и каждое сказанное вами предложение на результат у малыша, даже новорожденного.
Вы знаете, фраза «Я тебя люблю», сказанная даже 5 раз в день, не всегда дает ощущение любви. И тут, как ни странно, тоже существуют некоторые правила.
-
Для этой фразы вообще не нужны поводы или причины.
-
Эту фразу нужно говорить так часто, как вы дышите.
-
Эту фразу лучше говорить даже тогда, когда хочется разозлиться и все бросить.
-
Эту фразу нужно говорить так, чтобы чувствовалась ребенком вся сила материнской заботы и желания быть всегда хорошей мамой.
Пусть она станет вашей мантрой на ближайший 21 день, и тогда это будет самой лучшей привычкой в вашей семье. А вы при этом становитесь неиссякаемым источником любви для всех.
Речь — это тот инструмент, которым необходимо научиться пользоваться. И родителям учиться сейчас приходится гораздо чаще, а иногда и больше, чем деткам.
В следующих статьях мы вместе с вами поэтапно будем разбирать все больше вариантов общения с детьми. Всё ради того, чтобы они выросли ответственными, любознательными и самыми счастливыми!
Якщо ви зареєстрований користувач і хочете додати коментар то вам потрібно увійти, або ви можете додати коментар нижче анонімно.