Ирина Браницкая, совладелец школы нового поколения Papaya, рассказывает о посещении демократических школ США. На этот раз – о школе Agile learning center.
Т ак получилось, что я возвращалась в эту школу 3 раза. Забыла зарядку и очки. Но эта школа моя любимая в НЙ на сегодня совсем по другой причине.
Основатель школы Раян меньше всего похож на директора, и даже на учителя он не очень похож, хотя такой опыт у него тоже есть. Он чуткий и добрый, открытый, общительный, громкий и вежливый. Его обожают дети. Сколько мы с ним общались, на нем вечно кто-то висел, сидел, разговаривал, обнимал... А вообще в США в образование вовлечено много мужчин, в отличие от нас, например. Директора, учителя, организаторы сообществ - в основном мужчины.
В его школе 30 человек разных возрастов. Учатся все вместе. Есть условное расписание, но оно настолько условное, что его почти и нет. Каждое утро у детей собрание по группам. В каждой группе 7-8 человек, иначе неэффективно. На собрании решают, кто чем сегодня хочет заниматься. А в 2 часа дня есть ещё одно собрание, на котором дети рефлексируют и выясняют, что вышло и нет, и почему.
Предметы, которые дети изучают, выбирают сами, иногда и придумывают сами.
Если по расписанию есть история, но ее сегодня никто не хочет, то истории нет. Предметы дети изучают самостоятельно. Взрослые могут помочь в чем-то разобраться, но фронтальных уроков нет. Очень редко дети могут попросить лекцию, но чаще сами готовят семинар или занятие для других.
Здесь мало учителей. По сути, диплом есть только у Раяна, остальные работают без диплома, многие без педагогического образования вообще. В школу постоянно приглашают специалистов в какой-то области. Физика, химия, география... Они работают с детьми и их задача подготовить занятие так, чтобы вовлечь детей в процессе познания. Раян старается предложить детям множество тем, что бы у них было больше опыта общения с разными предметами, науками, получения больше навыков и опыта.
Здесь есть финансовый класс.
Туда попадают те дети, родители которых согласились на такой класс. Дети в нем учатся планировать бюджет и изучают экономику. На неделю им выдают $50 и в течение недели они вместе с ментором распределяют бюджет по разным статьям, параллельно изучая тонкости науки.
Мы пришли в школу ближе к обеду и обстановка была очень расслабленная - по коридорам сновали дети, кто-то играл в компьютерные игры, кто-то общался, кто-то катался на качели. Все дети очень открыты к общению, с удовольствием рассказывают про школу, про свою жизнь.
Я в каждой школе спрашивала у тех детей, кто пришел из обычной школы, как они чувствуют разницу, где им больше нравится. Их ответы меня, мягко говоря, удивили.
Никто из детей не жаловался на предыдущую школу, им и там было нормально.
"Учителя добрые, домашка сложная, да, но справлялись. Но если подумать, здесь больше свободы и мы можем сами принимать решения что учить". Хотя Раян говорит, что бывают разные ситуации. Иногда у детей опыт гораздо более печальный. А вот после демократической школы встроиться в обычную систему уже очень сложно.
Дети привыкают решать, привыкают управлять своим временем самостоятельно, самостоятельно учиться и планировать.
Те, кто пришли недавно из обычной системы, обычно месяца 2 вообще ничего не делают. Совсем. Но потом ничегонеделание надоедает и начинается вовлечение в процесс учебы и работы.
Те, кто хочет поступить в колледж, работают более упорно, у них гораздо больше нагрузка. Но это их выбор.
Раян всем детям объясняет, что идти в колледж нужно только если ты точно знаешь чего хочешь и колледж может это дать. Т.к. колледж не гарантирует ни хорошую работу, ни хорошую зарплату.
Стоимость обучения в школе $25000 в год. Эту сумму платят те, кто может. Те, кто не может, платят меньше, но справку о доходах никто не требует. Родителям доверяют. Со временем родители всегда принимают решение платить больше.
В школьную жизнь родители вмешиваются мало. Это территория детей и родители, тут не welcome. Если они хотят провести урок, заранее договариваются о дате и времени. Но это не значит, что отношения напряжённые, как раз наоборот! Родители часто собираются вместе, но не на собрания, а просто они все вместе едят. Раз в месяц. Просто на ужин. Классная традиция, я считаю.
Ещё одна важная история - это подготовка учителей. Для демократических школ учителя готовятся отдельно. Этим занимается комьюнити. Подготовка длится 2-3 месяца и она обязательная.
Вот примерно так о школе в самом центре Нью-Йорка, куда мы обязательно приедем с нашими детьми в следующем году.
«Дети постоянно включены, им интересно, никто не уходит». Блог Ирины Браницкой
Agile learning center. Блог Ирины Браницкой