Все ускоряющиеся темпы жизни заставляют современного человека осваивать огромные объемы информации в стремлении не отстать от жизни и занять получше место под солнцем. Впереди, как водится, подрастающее поколение. Многие талантливые ребята считают, что им по силам ускоренно освоить программу и тем самым сократить прохождение школьного марафона. Для таких вундеркиндов, а также для некоторых других категорий учащихся существуют альтернативные формы обучения — индивидуальная и экстернат, — которые как раз позволяют вырваться вперед наиболее успешным, и наверстать упущенное отставшим. Об особенностях каждой из этих форм, а также о недавно принятых изменениях нас консультировала главный специалист департамента среднего и дошкольного образования МОН Людмила Голубенко.
Экстернат и индивидуальное обучение — это две альтернативные формы получения среднего образования. Первая предполагает полностью самостоятельное изучение учебного материала, а вторая — в процессе индивидуальных занятий учеников с преподавателями. В обоих случаях выдаются соответствующие документы: табель, свидетельство о базовом образовании или аттестат. При этом никаких особых программ для "альтернативщиков" не существует, они должны полностью освоить материал в объемах, установленных государственным стандартом.
Форму образования и учебное заведение выбирают только родители ребенка, школа не может навязывать им перевод на другую форму обучения. Однако не стоит думать, что экстерном или "индивидуалом" может стать любой нерадивый ученик, которому просто наскучило "мотать срок" за партой. Для этого нужны весомые причины (см. перечень ниже). Плюс к тому, учитывая последние пожелания педагогов и родителей, Минобразования уточнил и расширил список потенциальных экстернов, что позволит полнее охватить всех желающих получить полноценное образование. Само собой, что обучение по обеим альтернативным формам проходит абсолютно бесплатно, на бюджетной основе.
По мнению специалистов МОН, количество желающих получать образование по альтернативным формам будет постоянно расти. С одной стороны, люди стали чаще переезжать с места на место и выезжать за рубеж с семьями, отчего у детей "рвется" учебный год, и не всегда удается завершить образование. А с другой, — в век скоростных информтехнологий объективно растет число детей, способных учиться по индивидуальным ускоренным программам. Кроме того, в свете последних событий с противокоревыми прививками, видимо, скоро в Украине появится целая прослойка семей, которые не захотят прививать детей, а значит, они не смогут учиться вместе со всеми в обычных школах и вынуждены будут прибегнуть к альтернативным формам получения образования. Такие случаи уже отмечены в Киеве.
Показательно также, что за последние шесть лет соотношение "индивидуальщиков" в городе и селе изменилось с точностью до наоборот: если раньше в городе их было почти вдвое больше, то теперь вдвое больше на селе. В МОН объясняют это резким сокращением населения сел и некомплектностью классов, отчего многих детишек приходится учить индивидуально.
Учащиеся индивидуальной формы обучения являются обычными учениками школы и учатся одновременно со сверстниками и по тем же программам, но в небольших группах (от 5 человек) или индивидуально. Но учатся они по особому расписанию, утвержденному директором школы и согласованному с родителями.
А вот экстерны учащимися не считаются, это "лица, самостоятельно осваивающие учебный материал". И осваивать его они могут по любому удобному для них графику. На экстерн можно поступить с 1 октября до 1 марта, но с таким расчетом, чтобы успеть пройти итоговое оценивание или аттестацию к определенному сроку. Например, к началу внешнего тестирования или предстоящему переезду. Кстати, если экстерн не попадет на основную сессию тестирования, он имеет право идти на дополнительную.
Бывает, что желающий учиться экстерном не может предоставить документы, подтверждающие уровень полученного им ранее образования. Тогда учебное заведение организует специальные экзамены, в ходе которых определяется уровень его знаний, с которого он и будет стартовать.
Наиболее способные ребята могут за один год пройти и сдать сразу программу двух, а то и трех лет. Ускоренный вариант практикуют также те, кому, наоборот, приходится наверстывать отставание. Это разрешается и на экстерне, и по индивидуальной форме обучения. В таких случаях школа должна в двухнедельный срок составить для ударника учебы индивидуальный учебный план и график консультаций.
Раньше экстернат разрешался только в старшей школе с аттестацией в выпускных классах — 9-м и 11-м. Теперь эта форма распространяется и на начальную школу (с 1 по 4 класс).
Если прежде экстерн, выполнив программу, не проходил годовое оценивание или госаттестацию (в т.ч. по отдельным предметам), он фактически терял год. Теперь в таких случаях будут выдавать табель, и ему останется только сдать экзамены.
С этого года экстерны могут награждаться похвальной грамотой. А вот золотые и серебряные медали им не положены (в отличие от "индивидуалов").
Упорядочены нормы по времени занятий, консультаций и аттестаций, а также оплате труда преподавателей. Раньше здесь допускались вольные трактовки, и время, положенное на одного ученика, отводилось на работу с группой в 5 и более человек, что снижало качество знаний. В т.ч. увеличены нормы времени на индивидуальные занятия с детьми-инвалидами: по 10 час./нед. в 1—4 кл., по 14 час. — в 5—9 кл., по 16 час. в 10—12 кл., для остальных детей соответственно 5, 8 и 12 час.
В случае призыва в армию или выезда за рубеж экстерны могут пройти аттестацию досрочно.
На экстерн:
кто не может посещать занятия по уважительным причинам (в т.ч. из-за отсутствия прививок или болезни);
ускоренно овладевающие материалом;
не закончившие учебу в любом классе (в т.ч. если семья переехала);
кто не может пройти годовое оценивание и аттестацию по независящим от него причинам не больше, чем по 2 предметам (например, семья переезжает, а в старой и новой школах преподаются разные иностранные языки);
выпускники прежних лет, не получившие аттестат;
кто учился за границей и там получил документ об образовании;
если ребенок — гражданин Украины, но временно или постоянно живет за границей и учится в Международной украинской школе по дистанционной форме.
Индивидуально:
кто не может посещать школу по состоянию здоровья;
ускоренно овладевающие материалом;
жители сел, где в классах меньше 5 учеников;
кто не успевает в начальной школе два года подряд;
кому требуется коррекция физического или умственного развития.
Как видно из диаграммы, соотношение "индивидуальщиков" в городе и селе за шесть лет изменилось с точностью до наоборот. В МОН объясняют это резким сокращением населения сел и некомплектностью классов, отчего детей приходится учить индивидуально.
Сколько должны отводить времени преподаватели для каждого ученика в ходе учебы, аттестации или подготовки к ней.
На экстерне:
Проведение консультаций — 15 мин. (но не более 3 часов за весь период подготовки в аттестации);
Проведение аттестации (часов):
по укр. яз. или языку нацменьшинств — 1 (диктант);
по литературе нацменьшинств или др. литературе — 4;
по др. предметам:
за 1—4 класс (I ступень) — 1;
за 5—9 класс (II ступень) — 3;
за 10—12 класс (III ступень) 4.
На проверку работ:
по укр. яз. или языку нацменьшинств — 20 мин.
по остальным предметам — 30 мин.
Индивидуально*:
для всех учеников (час./нед.):
1—4 кл. — 5;
5—9 кл. — 8;
10—12 кл. — 12;
для детей-инвалидов (час./нед.):
1—4 кл. — 10;
5—9 кл. — 14;
10—12 кл. — 16.
* — по желанию учеников и родителей количество часов может быть увеличено, но на платной основе.
"В нашей школе в основном занимаются юные спортивные и музыкальные дарования. У них нет времени регулярно посещать школьные занятия, поэтому им начинают ставить двойки, грозит неаттестация, поэтому они идут к нам. А также занимаются ребята, у которых проблемы со здоровьем. Им трудно находиться в коллективе сверстников, а брать их на индивидуальное обучение школы не хотят, поэтому им ничего не остается как идти к нам, — рассказывает Эдуард Войтович, и.о. директора Школы экстернов. — В течение года они пишут контрольные работы, и за три захода сдают весь годовой объем предмета. Есть и взрослые, которые в свое время не закончили школу, а теперь для роста им нужен диплом или хотя бы аттестат. Были среди них даже депутаты. Они чаще всего проходят два класса за год. Правда, их оценки не интересуют, лишь бы получить корочки.
А вот дети, которые собираются поступать, идут на результат и стараются учиться хорошо. К примеру, Черевко Иван закончил 11 классов в 11 лет, после чего поступил в Киево-Могилянскую академию. Остальные наши звездочки получили аттестат в 14 лет: Ковалев Антон потом поступил в Соломонов университет, Кириенко Артем — тоже в Киево-Могилянскую академию на экономический факультет, Гресь Евгения потом за год закончила Университет культуры, поступила в МАУП и в итоге имеет сейчас несколько дипломов и свою музыкальную студию. В этом году тоже в 14 лет заканчивает Фокин Артем и хочет идти в Политех.
У нас 12 основных дисциплин, исключая физкультуру, труд и другие вспомогательные предметы. Выпускаем два раза в год — зимой и летом. Нет, "обычные" ученики на экстерн не принимаются, должна быть "причина подтверждения интерната". Это могут быть справки от психолога или другого врача, либо ходатайство от школы или тренера, где обосновывается причина перехода на экстернат. Количество желающих постепенно растет. Причем, если раньше на экстернат больше шли люди старшего поколения, то сейчас преобладает возраст средней школы и участились случаи прихода детей младшей школы, которым родители не хотят делать прививок".