Расстроиться из-за двойки и опустить руки или занять третье место на соревнованиях и бросить плавание — обычно дети переживают из-за неудач и не умеют проигрывать. Психологи Центра развития карьеры инновационно-образовательного комплекса «Техноград» Влада Савенко и Инга Кормина отвечают на самые частые вопросы родителей и объясняют, как научить ребёнка идти к цели, несмотря на трудности.
Обычно под талантом понимают врождённые способности, которые при благоприятных условиях могут развиться до настоящего профессионализма и даже мастерства. Но если не прикладывать усилий, талант может угаснуть. Может даже показаться, что его и вовсе нет — тогда легко решить, что не стоит и пытаться что-то делать, всё равно ничего не выйдет.
Но в действительности способности человека многогранны и могут проявляться не только в учебе, спорте или музыке, но и в отношениях с людьми, в понимании самого себя. При этом необходимыми задатками, на основе которых развиваются способности, обладает каждый. Ведь талант, по мнению психологов, — это некий компонент, вокруг которого выстраиваются способности, чтобы дальше найти применение в профессиональной или общественной жизни. Иными словами, нет таланта к написанию картин — есть талант смотреть на вещи с оригинальной стороны и умение передать это в рисунке. И получается, что один и тот же талант может быть применен в разных сферах исходя из интересов и запросов человека.
Первое, что должен сделать родитель, — создать условия для разностороннего знакомства ребёнка с миром и собственными возможностями: организовать посещение кружков и секций, занятий дополнительного образования. Это необходимо, чтобы развить кругозор и исследовать разные активности: от рисования и английского языка до 3D-моделирования и робототехники. Во-вторых, следует быть просто внимательным: наблюдать, какое занятие ребёнку нравится, что получается лучше и быстрее всего, обсуждать с ним его увлечения. Наконец, важно давать детям достаточно простора, чтобы развивать самостоятельность и способность принимать решения.
Два других важных компонента — похвала и правильная критика. Хвалить ребёнка надо обязательно — за всё, что у него получилось хорошо
Важно отмечать старания и прогресс. При этом необходимо выражать поддержку и любовь к ребенку — независимо от его успехов и достижений. Критиковать лучше наедине, а не перед сверстниками. Во время ссоры важно признать его право по-своему видеть ситуацию и мир, концентрироваться на позитивном исходе вместо того, чтобы говорить, как надо было сделать. Во время общения пользуйтесь «я-высказываниями»: не «ты безответственный, потому что забыл про домашку», а «я огорчаюсь, если ты забываешь про домашку, потому что устаю напоминать тебе о ней каждый день. Сделай, пожалуйста, заметку на видном месте, чтобы больше не забывать».
Первым делом нужно помочь ребёнку разобраться в причинах нежелания продолжать занятия — они могут быть неочевидными. Возможно, это связано с командой или преподавателем. Возможно, дело в том, что что-то перестало получаться или ребенок больше не воспринимает материал с такой скоростью, как раньше. А может быть, настало банальное пресыщение — такое тоже бывает. В крайнем случае может быть полезно освободить ребёнка от всего, что наполняло жизнь (кружки, надоевшие хобби), и посмотреть, что будет, если ничего не делать. Так у него появится время осмыслить опыт, прислушаться к желаниям, пересмотреть интересы.
Другое дело, если он столкнулся с поражением, не смог достичь цели и потерял интерес. Тогда от близких требуется поддержка, внимание и забота, помощь в том, чтобы справиться с огорчением и не потерять веру в себя. Можно объяснить, что трудности закаляют, а в неудачах нет ничего ужасного. Можно напомнить о прошлых достижениях и тех ситуациях, когда он успешно справлялся с подобными случаями — наверняка они есть. Еще полезно разобраться, что тянуло к занятиям раньше и сохранился ли этот интерес сейчас. По горячим следам хорошо обсудить, чего не хватило для результата и как с этим можно работать дальше.
Цели задают жизненный вектор, без них появляется тревожность, неприкаянность, душевные метания («кто я, что моё, что не моё»). Цель же служит опорой, помогает принимать решения и делать следующие шаги. Кроме того, когда ребёнок выбрал цель, рутинные дела перестают восприниматься как скучные и навязанные, наоборот — приходит понимание, что даже самые неприятные задания — это ступеньки на пути к успеху, работа, которую нужно сделать.
Теперь о том, как ставить цели. Лучшее пособие — это личный пример. Покажите ребёнку, как организованность и порядок упрощают жизнь, когда вокруг одни требования и неотложные дела. Из методик можно попробовать SMART.
Объясните ребёнку, что цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной во времени
Например, «закончить четверть с пятёркой по литературе» — хорошая цель, «добиться успеха в литературе» или «подтянуть литературу» — нет.
Самое важное — это родительские установки, то, как мы, взрослые, реагируем на проблемы. Так, если дома повышен градус тревожности, который выражается в чрезмерном гиперконтроле, ребёнок будет всё время находиться в состоянии стресса. Есть родители, которые вместо психологической поддержки постоянно нагоняют страху: «Как будет ужасно, если ты не справишься, не сдашь, не выиграешь». Подумайте, не создаете ли вы своим беспокойством лишнего давления, которое детям тяжело выдержать, особенно с учетом их нагрузки и утомления.
Помимо этого, ребёнок перенимает родительские способы борьбы со стрессом. Он может по примеру родных прибегать к юмору, искать поддержки и совета у близких, самостоятельно разрабатывать решение или видеть в препятствиях очередной квест, который интересно пройти. Но в любом случае с ним нужно разговаривать: если у ребёнка будет опыт проживания трудных чувств вместе с близким человеком, он впоследствии легко научится самостоятельно с ними справляться.