Osvitanova.com.ua

Рассмотрим болезнь на психологическом, а не физическом уровне. Болезнь у ребенка (да и взрослого тоже) – это способ получить то, что без болезни получить никак не удается. Допустим, у ребенка есть потребность во внимании со стороны родителей, и эта потребность (ну прям очень важная и необходимая) у него не удовлетворяется.

Ребенок сначала пробует привлечь внимание своим поведением (в большинстве случаев неправильным) и иногда этот способ помогает. На время. А потом ребенок заболевает… И мама, бросив все свои дела, заботы, работу, взяв больничный, каждый час дает ему с ложечки лекарство, переживает за него, ходит в магазин за самыми лучшими фруктами и варит самый вкусный бульон. А потом садится играть с ним, читает ему книжку, пока он лежит в кровати – такой беспомощный и болеющий. Ребенку нравится эта забота, не смотря на высокую температуру, насморк или более серьезные болезни. Кстати, о более серьезных. Чем у ребенка болезнь серьезнее (а не просто легкая простуда), тем больше внимания ему не хватало, и тем больше внимания впоследствии он получает от значимых людей.

Вторая причина, по которой болеют дети – это жестко выстроенная система установок и взглядов родителей. Нужно обязательно ходить в школу, заниматься спортом, ходить к двум репетиторам и в три кружка, а еще маме помогать по дому и нести сумки из магазина (иначе ты «ленивый, неблагодарный, несамостоятельный, неспособный, неталантливый»)… Например, родители считают, что может быть только одна уважительная причина не ходить в школу – это болезнь. Даже недомогания не считаются. И тогда ребенок заболевает, чтобы получить заветное право на отдых. Болезнь избавляет нас от чувства вины, так как в этом случае мы можем получить отдых «заслуженно». Абсурд, не правда ли? К этой же причине относится и то, что ребенок слишком долго был сильным в какой-либо ситуации, слишком долго держался. Болезнь дает возможность почувствовать себя более расслабленным, слабым.\

Третья причина, по которой часто болеют дети – это непринятие негативных эмоций ребенка, да и вообще каких-либо эмоций. Когда в семье любые проявления ребенка отрицаются. Нельзя злиться, ругаться, раздражаться, испытывать восторг от радости, обижаться на родителей. Одним словом «нельзя себя проявлять, нельзя быть». За любым проявлением ребенка каких-либо эмоций приходит чувство вины, а так как это разрушительное чувство и оно тоже не выражается, оно направляется на себя. Другими словами, ребенок наказывает себя болезнью за свое «право быть». Или мама отрицает его чувства. Ребенок говорит, что ему плохо, а мама ему говорит: «Да чего тебе плохо, температуры ведь нет?».

Четвертая причина – отказ от выполнения какой-то родительской просьбы, которую НАДО выполнить, но в силу возраста, неумения ребенок этого сделать не может. До просьбы или требования, так сказать еще нужно дорасти. И выздоравливать быстро не всегда хочется, так как это требование все-таки придется выполнить. И здесь включается сопротивление… в виде болезни.

Пятая причина – это уравновешивание семейной системы. Известно, что дети являются «стабилизизаторами» семейной системы, и если она дает сбой, весь огонь они берут на себя.  Представьте ситуацию, когда мама и папа хотят развестись. Никакие уговоры ребенка это делать не помогают. И тогда он заболевает. Серьезно, надолго и по-настоящему. И тогда идею с разводом придется отложить. Хотя бы на время. 

Шестая причина – бессознательные установки родителей, которые ребенок несет в свою жизнь. Когда он слышит: «Ты у нас такой слабенький, не здоровенький, часто болеешь, что нам с тобой делать таким?», за ним закрепляются эти слова, которые внедряются крепко в сознание и вызывают каждый раз болезнь.

Седьмая причина – внутриличностный конфликт у ребенка, который связан с установками родителей, точнее с их противоположными точками зрения. Папа говорит: «не отвлекай меня, я занят», мама тут же говорит: «подойди к папе и спроси у него про…». Ребенок не знает, что ему делать в таком случае и кого слушать. В силу возраста ему тяжело справиться с этой ситуацией. И он заболевает.

И, наконец, восьмая причина – это реакция на какие-либо травмирующие события. Потеря близкого человека, переезд в другое место, новый садик, новая школа могут стать факторами, травмирующими ребенка. Ребенок мог стать свидетелем какого-то события. И сюда же относится сам травматический опыт, полученный ребенком в раннем детстве или в более позднем детском возрасте (4-6 лет), когда, например, родители били ребенка, оскорбляли его и т.п.             

Здоровья вам и вашим деткам!

 

Поширити у соц. мережах: